Автор: Пожидаева Анна Викторовна
Основная задача дошкольного воспитания — всестороннее и гармоническое
развитие ребенка. Эту задачу выполняет и музыка. Музыкальное воспитание —
целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального
искусства — формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического
отношения к жизни. Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе
музыкальной деятельности: слушания-восприятия, исполнительства (пения,
музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах),
творчества, музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о
музыке как виде искусства, а также специальные знания о способах и приемах
исполнительства). Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью
всестороннего развития личности ребенка. Гуманизация образования предполагает
большое внимание к развития творческих способностей ребенка, лучших его
личностных качеств. Это в большой степени касается и музыкального воспитания
школьников. Важно уже в младшем школьном возрасте дать детям яркие музыкальные
впечатления, побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным
навыкам. Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности. И
исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях.
Сведения о музыке также даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие
обогащает все музыкальные проявления детей. Но, и все виды музыкальной
деятельности могут служить средствами его развития. Понимая проблему развития
музыкального восприятия в таком широком плане, педагог на протяжении всего
занятия побуждает детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда
музыка на занятии перестанет быть звуковым фоном, когда постоянно меняющийся
характер, настроение, выраженные в ней, дети будут чувствовать и осознавать,
выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные умения
и навыки пойдут на пользу музыкальному развитию. В обращении к проблеме
элементарного музицирования детей, важную роль играет стремление превратить
музыкальные занятия в творческий процесс, способствующий самовыражению ребенка,
развитию его художественных способностей, увлеченности музыкой, потребности к
активному общению с ней. Развитие этих направлений особенно актуально в нынешних
социокультурных условиях. Перспективные инновационные технологии связаны с
адаптацией достижений элементарного музицирования к музыкально-педагогической
системе Д.Б. Кабалевского — концепции широкого методологического характера. Так,
система музыкального воспитания К. Орфа соотносится с детским музыкально-
поэтическим фольклором. Активно-творческое преобразование художественного
материала, в качестве которого выступает речь, движение, импровизация ребенка,
носит синкретический характер. Коллективные формы работы строятся по законам
музыкально-эстетической импровизационной игры, становятся звеньями единой музыкальной деятельности. При этом навыки элементарного музицирования
включаются в широкий культурный контекст. Являясь способом постижения
музыкального произведения в неразрывном триединстве сочинения — исполнения —
слушания, они выполняют не только учебную, но и социальную функцию, раскрывают
личностно заинтересованное отношение детей к музыке. Современный подход к
обновлению музыкального образования, связанного с развитием восприятия музыки
детьми, со всей очевидностью требует ориентации музыкального руководителя на
специфику предмета искусства и отбор методов, адекватных природе музыки и природе
ребенка. Это означает обращение к интонационной сущности музыкального искусства
и предполагает рассмотрение проблемы восприятия в соотношении естественных основ
музыки и ее художественных законов, интуитивного и сознательного, эмоционального
и логического. Перед проведением данных занятий должна быть проведена
подготовительная работа: подбор музыкального репертуара, разучивание танцевальных
движений, разучивание песен, подготовка необходимого оборудования. Для
реализации поставленной цели занятий, в соответствии с подобранным музыкальным
материалом мы определили методы развития музыкального восприятия детей
младшего школьного возраста: слушание-восприятие, музыкальные движения,
пластическое интонирование, хоровое пение, элементарное музицирование на детских
музыкальных инструментах. Данные методы применялись на занятиях во взаимосвязи
друг с другом. Выбор для слушания, пластического интонирования, пения,
инструментального исполнения разнообразных по содержанию музыкальных
произведений (например, «Болезнь куклы», «Камаринская», «Песня жаворонка») дает
возможность развития эмоциональной сферы, способности чувствовать, переживать,
расширяет и обогащает представления детей о мире. Давая установку на слушание-
восприятие, мы оставляем детям возможность для проявления своих впечатлений,
ощущений, не сковываем свободы их воображения и высказывания. Важно, что в
процессе слушания-восприятия не вычленяются отдельные элементы музыкального
языка, внимание детей сосредоточивается на художественном образе, что способствует
глубокому погружению в музыку, постепенно формирует цельность восприятия.
Развитие музыкального восприятия происходит в процессе активной творческой
деятельности детей, ненавязчиво направляемой воспитателем. Воспитание и развитие
ребенка требуют правильной организации и целенаправленного обучения. Очень важно
в процессе музыкального воспитания учитывать особенности, интересы каждого
ребенка. Необходимо помнить об индивидуально-дифференцированном подходе,
который помогает осуществить контроль за индивидуальным развитием детей,
отмечать те сдвиги, которые произошли в их развитии и воспитании. Центральное
место в музыкальном воспитании занимает развитие музыкального восприятия. В этом
сложном педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который,
учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его
деятельность. На таких занятиях ребенок охотно поет, танцует, музицирует и делает это
выразительно и правильно. Применяемые комплексно, на основе активного
взаимодействия взрослого и ребенка в процессе музыкальной деятельности методы
способствуют эффективному развитию музыкального восприятия детей старшего
дошкольного возраста. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Антропоцентрические науки-на проверку.pdf