ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МОДУЛИ, КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Автор: Тамара Акуленко
Ставя перед собой вопрос, что же такое профессиональный модуль, хочется протицировать одного из авторов «Учебные циклы основной профессиональной образовательной программы состоят из дисциплин и профессиональных модулей, и профессиональные модули входят в состав только профессионального цикла и состоят, в свою очередь, из междисциплинарных курсов». Как известно, определение учебной дисциплины по сравнению со стандартами прошлого поколения не изменилось (за исключением того, что содержание дисциплины теперь определяется компетенциями), то понятие профессионального модуля является для СПО новым. [2]
Профессиональный модуль (ПМ) – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности, которые также определены в стандарте. [2]
Профессиональные модули имеют в своем составе междисциплинарные курсы, которые включают теоретическую и практическую подготовку, и обязательные учебные и производственные практики (по профилю специальности). Состав модуля состоит из правильно подобранных сочетаний теоретической информации и видов работ практики, которые, дополняя друг друга, позволяют повышать мотивацию обучения и, тем самым позволяют достичь цели обучения – овладения компетенциями (готовности применять полученные умения и знания для успешного решения профессиональных задач).
Междисциплинарный курс (МДК) – система знаний, умений и практического опыта, отобранных на основе взаимодействия отдельных учебных дисциплин с целью обеспечения единства образовательной программы профессионального модуля. [2 стр 1-2]
Структура МДК направлена на формирование знаний и навыков, которые студент должен получить в результате освоения ПМ. Соответственно МДК нельзя рассматривать как совокупность частей ряда дисциплин.
Учитывая требования ФГОС СПО, учебная и производственная практики (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно, в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Контроль текущей успеваемости студентов при модульной структуре курса удобнее проводить с помощью балльно-рейтинговой системы оценивания, так как компетенции имеют разную значимость и оценка, полученная студентом за освоение каждой компетенции, зависит от многих факторов (количества часов, отведенных на ее освоение, сложности и т. д.).
В рамках освоения профессионального модуля и в период прохождения практики возможна организация работы студентов над дипломными проектами, так как обязательным требованием к итоговой аттестации является соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
В перспективе профессиональный модуль может представлять собой самостоятельную программу с обязательной процедурой сертификации.
Модульное реализация образовательного процесса имеет определенные превосходства, среди которых рассматриваются следующие:
– возможность обновления или замены конкретных модулей при изменении требований.
– возможность индивидуального обучения для каждого обучающегося и студента исходя из его уровня знаний и умений и предыдущего обучения (или трудового опыта) путем интеграции отдельных модулей , с возможностью применения одних и тех же модулей в качестве отдельных элементов сразу нескольких учебных программ.
Хочется отметить, что содержания образования в ФГОС СПО предусмотрено изучение профессиональных дисциплин и модулей только для профессионального цикла образовательной программы, в той его части, которая выводит на непосредственное освоение разных видов деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ И МОДУЛИ, КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.docx