Автор: Ефремова Ольга Васильевна
Урок музыки как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого, является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
На своих уроках музыки патриотическое воспитание осуществляю через:
• постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, и духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
• введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры “от родного порога”;
• знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
• знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
• изучение основных жанров фольклорных сочинений;
• знакомство с культурой татарского, русского и чувашских народов, их традициями, обычаями, музыкой.
Работая над развитием и воспитанием патриотических чувств у школьников посредством приобщения их к прекрасному, истинному искусству, урок музыки для них становится уроком искусства, нравственно-эстетическим стержнем, которого является художественно-педагогическая идея, что позволяет мне и ребенку осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.
С огромным успехом в нашей школе провожу праздники и конкурсы такие как: “Служу России”, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Афганистане и Чечне, рассказы о службе в армии и т.д. Фестиваль детского художественного народного творчества «Без Бергэ — Мы вместе», который объединяет насколько поколений семей, творческие коллективы и учащихся нашей школы. Со сцены звучат песни и танца народов Поволжья.
Я считаю, что патриотическое воспитание на уроках музыки несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования.