Автор: Суркова Анжела Анатольевна
Одним из важных направлений социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство современной школы является формирование у учащихся эмоционально-ценностного компонента личности, который выступает одним из важнейших звеньев концепции гуманистического воспитания.
Особое внимание в решении данной проблемы должно быть обращено к формированию ценностных ориентаций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Данная категория детей наиболее уязвима в организации образовательного процесса, в силу имеющихся нарушений в развитии. Процесс становления ценностных ориентаций у детей с ОВЗ идет сложно, противоречиво и отстает от диктуемых временем требований. Необходима адекватная организация учебной деятельности, удовлетворяющей образовательные потребности каждого ребенка. Вследствие этого нужна специальная подготовка педагогических кадров образовательных организаций, обеспечивающих инклюзивное образование.
Процесс обучения такого специалиста требует концептуальных изменений в системе повышения квалификации. «Анализ исследований в области теории и практики инклюзивного образования показал, что у большинства педагогов нет достаточных философских, культурологических и социологических знаний для реализации концепции ценностно-ориентированного образования в профессиональной деятельности. Учителя испытывают затруднения при адаптации уже известных или разработке новых форм работы, которые учитывали бы возрастные особенности школьников с ограниченными возможностями здоровья (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович, Т.П. Дмитриевой, И.Е. Авериной…»[1. С.11].
Возникла необходимость определения педагогических условий, раскрывающих особенности профессиональной подготовки учителей к самостоятельному, творческому решению задач формирования ценностного мира обучающихся с ОВЗ. В рамках нашего исследования особое внимание обращено на формирование ценностных ориентаций младших школьников. Это обусловлено тем, что младший школьный возраст является основой формирования ценностно-смысловой сферы личности. В исследованиях Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Э. Эриксона указывается на сензитивность данного возраста к присвоению ценностей: становление произвольности психических процессов, внутреннего плана действий; развитие эмоционально-волевой сферы; способности к обобщению переживаний, рефлексии.
Поэтому важной задачей педагога является не просто познакомить ребенка с определенным набором ценностей, а помочь ребенку их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) ценности как собственные жизненные регуляторы.
Следует отметить, что в младшем школьном возрасте только начинается процесс становления ценностных ориентаций. Выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности. Постепенно у детей идет процесс формирования мотивационного отношения к присваиваемым ценностям. Это означает, что в мотивационно-потребностной сфере личности ребенка общественные побуждения, мотивы социально-полезной деятельности постепенно начинают преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал ребенок, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.
Характеристика ценностных ориентаций детей с ОВЗ может быть более наглядно представлена в сравнении с группой нормально развивающихся сверстников. Ценности и ценностные ориентации, формируемые у детей с ОВЗ, относятся к различным сферам жизнедеятельности – это ценности «Я», «Здоровье», «Отечество», «Земля» и др. Восприятие и содержание каждой из вышеперечисленных ценностей специфично у детей с ОВЗ и нормой в развитии. Это обусловлено накоплением своеобразного и различного предшествующего социального опыта.
Для человека с ограниченными возможностями здоровья ценность «Я» преломляется через ощущение и восприятие болезни. Осознание значимости и уникальности собственного «Я» происходит медленно, для этого требуется специальное формирование положительного отношения к себе и адекватной самооценки.
Для здоровых детей ценность «Я» связана с осознанием границы между «Я» и «не Я», восприятием собственного отличия, уникальности и неповторимости. Следовательно, формирование ценности «Я» в инклюзивной воспитательной среде потребует согласования различных точек восприятия данной ценности у детей с ОВЗ и их сверстников с нормой в развитии. Это возможно на основе демонстрации различий, неповторимости и уникальности человека.
Нужно подчеркнуть, что младший школьный возраст является самым восприимчивым для любой новой информации. Это возраст, в котором не задумываются о проблемах вообще и о проблемах со здоровьем в частности. Этим фактом можно объяснить различие в восприятии и оценке значимости ценности «Здоровье» у детей с ограниченными возможностями здоровья и у их здоровых сверстников. Большинство детей с нормой в развитии рассматривают ценность «Здоровье» как противоположность болезни, как состояние счастья и благополучия. Во всех работах этих детей объединяющим началом является дихотомический выбор между положительными и отрицательными характеристиками здоровья и болезни. Для детей с нарушениями развития, здоровье, прежде всего, «то, чего у них недостаёт», «то, к чему они хотели бы стремиться». Состояние болезни как отсутствие здоровья детьми с ограниченными возможностями здоровья оценивается эмоционально окрашено, в оценках преобладают нейтральные или отрицательные мотивы.
Если сравнивать отношение человека к потере здоровья, то дети с нормой в развитии, появление у них каких-либо болезней рассматривают как обычную (стандартную) ситуацию. В то же самое время дети с отклонениями в состоянии здоровья наличие болезней или появление новых оценивают как катастрофичную ситуацию, требующую немедленного разрешения.
Для детей с ОВЗ ценность «Здоровье» является абсолютной ценностью. В иерархии ценностей она занимает первое место. В ходе образовательного процесса происходит переоценка ценности «Здоровье» как здоровыми детьми, так и детьми с ОВЗ. Дети с ОВЗ начинают яснее осознавать важность сохранения и восстановления здоровья. Учащиеся начинают понимать, что возможности здорового человека выше, при более высоком уровне здоровья круг общения расширяется.
Дети с нормой в развитии при взаимодействии с детьми ОВЗ начинают лучше понимать их проблемы и особенности, бережнее относиться к своему здоровью.
Следующим важным ценностным объектом, формированию которого в образовательном процессе уделяется много внимания – ценность «Отечество». Эта ценность воспринимается детьми с ОВЗ так же, как и их здоровыми сверстниками. Знание о своей малой родине и о стране, в которой ты родился, интересно для всех детей. Задача в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья: познакомить с историей малой и большой родины (посёлка, деревни, города), с историей своей семьи в 3-4 поколениях, способствовать формированию и проявлению патриотических чувств.
Формирование ценности «Земля» у человека связано с осознанием Земли как планетарного (планета, на которой мы живём; наш дом) и природного феномена (часть природы, образующая твердый покров, основу для жизни растения и животных). В инклюзивном образовательном процессе дети с ОВЗ и нормой в развитии, осваивают ценность «Земля» на основе значимости её для человека, для жизни и трудовой деятельности.
Поэтому учитывая особенности формирования у детей с ОВЗ возникла необходимость определения педагогических условий профессиональной подготовки педагогов к самостоятельному, творческому решению задач формирования ценностного мира младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимость разработки педагогических условий обусловлена тем, что организация образовательного процесса с детьми с ОВЗ влечет за собой повышение требований к мастерству педагогов, расширение их функциональных обязанностей, изменение профессионально значимых и личностных характеристик. В новых социальных условиях учитель не может ограничиваться только знанием специфики образовательных программ и традиционных методик обучения. Педагоги должны получить специальную подготовку в решении проблем обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из таких вопросов является формирование ценностных ориентаций личности учащихся. Педагогические условия по решению данной проблемы предполагают включение в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации содержательных и процессуальных компонентов содержания образования, направленные на овладение учителем системой профессиональных ценностей в работе с детьми с ОВЗ.
Профессионально-личностная готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает профессионально-гуманистичес¬кую направленность личности учителя, ее профес¬сионально-ценностные ориентации, профессиональ¬но-личностные качества и умения.
Профессионально-гуманистическая направленность личности проявляется в осознании педагогом гуманис¬тических ценностей профессиональной деятельности, овладе¬нии профессиональным мастерством, действенности и активности личности в достижении гуманистических целей и задач воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог, готовящийся работать с детьми с ОВЗ, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций: признание ценности личности человека неза¬висимо от степени тяжести его нарушения; направлен¬ность на развитие личности ребенка с нарушением в развитии, а не только на получение образова¬тельного результата. Учитель должен понимать сущнос¬ть педагогической деятельности с детьми с ограничен¬ными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат.
Составляющими профессионально-личностной готовности педагога, работающего с детьми ОВЗ являются такие качества личности как: милосердие, эмпатия, толерантность, педагогический оп¬тимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, перцептивные умения, креа-тивность, творческий подход к решению задач педагогической работы. Учитель должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать. Раскроем подробнее некоторые из качеств личности педагога, работающего с детьми с ОВЗ[3]:
Эмпатия – предполагает понимание особенностей развития ребенка, умение увидеть ситуацию его глазами, встать на его точку зрения. Эмпатия тесно связана с феноменом принятия, под которым подразу¬мевается теплое эмоциональное отношение со сторо¬ны окружающих к ребенку.
Толерантность включает терпимость, устойчи¬вость к конфликтам, пове¬денческим отклонениям, агрессивному поведению, к нарушению норм и границ. Педагогу в профессио¬нальной деятельности часто приходится проявлять то¬лерантное, спокойно-доброжелательное отношение к не¬адекватному поведению учащихся, нечеткой речи, а порой отсут¬ствию ее. Поэтому для такого учителя высокий уро¬вень толерантности является одним из важных факторов, обеспечивающих эффективность его деятельности.
Педагогический оптимизм по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья предполага¬ет уверенность в продвижении в развитии такого ре¬бенка, вере в его потенциал. Наряду с этим следует опасаться предъявления завышенных требований к ребенку, ожидания от него более высоких результатов, чем те, на которые он способен.
Педагог должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролиро-вать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале уме¬ния, позволяющие справляться с негативными эмоци¬ями, навыки релаксации, умение владеть собой, спо¬собность адаптироваться в трудных, неожиданных си¬туациях. Самообладание педагога, его эмоциональная устойчивость позволят преду¬предить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и учителем. Владение такими качествами обеспечит успешную организацию образовательного процесса, в котором важное место отво¬дится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможно¬стями здоровья и оберегающего его от излишнего пе-ревозбуждения и утомления.
Важным требованием к учителю, осуществляющему педагогическую деятельность с детьми с ограниченными возможностями здоровья, является проявление им дели-катности и тактичности, умение соблюдать конфиденциальность служебной информации, деонтологический менталитет.
Педагог несет ответственность за выбранные цели, задачи, содержание, методы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так как такой ребенок является более за¬висимым от педагогической помощи.
В рамках нашего исследования выделены следующие условия становления про-фессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
– целенаправленное развитие ценностно-смысловой сферы личности педагога;
– актуализация и развитие качеств, определяющих профес¬сионально-личностную готовность педагога к работе с де¬тьми с ОВЗ;
– ориентация на личностную индивидуальность каждого ребенка, обеспечение дифференциаль¬ного и индивидуально-творческого подхода;
– усиление аксиологического аспекта в подготовке педа¬гогов к работе с детьми с ОВЗ; включение в активные виды учебной де¬ятельности, побуждающие к нравственной рефлексии.
Важно стимулировать педагога в познании себя, своих возможностей и способностей. В процессе курсовой подготовки (повышения квалификации) можно предложить учителям комплекс диа¬гностических методик, направленных на выявление уров¬ня профессионально значимых качеств. Далее, соотнеся результаты диагностики с требованиями, предъявляемы¬ми к педагогу, работающему с детьми с ОВЗ, слушатели курсов повышения квалификации направили свою активность, практическую деятельность на коррекцию, развитие, совершенствование необходимых для компетентного педагога составляющих. Таким образом, самопознание выступает необходимым условием саморазвития и самообразования.
Помимо этого в процессе повышения квалификации мы знакомим педагогов с особенностями организации образовательного процесса, направленного на формирование ценностных ориентаций обучающихся с ОВЗ:
– Формирование у учащихся значимых, общепризнанных ценностей современного общества (базисных – общественно значимых ценностей): «…нравственные: добро, свобода, милосердие, мир, долг, верность, честность, благодарность и др.; интеллектуальные: знания, истина, познавательная деятельность, творчество и др.; религиозные: вера, святыни, благочестие, обряды, реликвии и др.; эстетические: красота, гармония, искусство и др.; социальные: семья, этнос, отечество, человечество, дружба, общение и др.; материальные: природные ресурсы и явления, жилище, одежда, орудия труда, материалы, техника, деньги, а для младших школьников — школьные вещи и игрушки; физиологические: жизнь, здоровье, питание, воздух, вода, труд и др.»[2. С.368-369].
– При отборе ценностей в содержание предметного цикла учитель должен подбирать учебный материал с учетом логики усвоения базовых ценностей, возрастных особенностей детей с ОВЗ, их особых образовательных потребностей. Учебный материал может быть использован педагогом как средство стимулирования и организации различных видов деятельности учащихся с целью их ценностного ориентирования, проявления оценочной реакции, эмоциональной отзывчивости, развитии эмоционально-волевой сферы.
– Особенно важно применение ценностно-ориентированного материала при работе с детьми с ОВЗ, так как данная категория детей нуждается в специальном психолого-педагогическом сопровождении, многие учащиеся имеют нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы, являющейся одним из главных компонентов становления ценностных ориентаций обучающихся.
– Осознанно и направленно стимулировать и регулировать эмоционально-волевое развитие ребенка; обогащении качественной палитры переживаний (меняется содержание эмоций: усложняются их объекты, расширяется круг этих объектов; причиной переживаний становятся все более объективно значимые события, все более сложные потребности).