МЕТОДЫ ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОЛЛЕКИВНУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Автор: Кулакова Серафима Александровна
МЕТОДЫ ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В КОЛЛЕКИВНУЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Опыт моей работы в дошкольном детском учреждении доказывает особую значимость включения детей дошкольного возраста в коллективную познавательную деятельность – это процесс деятельности ребенка, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают новые знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Использование такого метода как деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом, человек выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, ребенок учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности ребенок формирует в себе личность, становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Как показывает опыт, реализация деятельностного подхода в практике обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
– принцип деятельности – заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а, добывая их сам;
– принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитания с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Непрерывность процесса обеспечивает инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями воспитания содержания и методики;
– принцип целостности – предполагает формирование системного представления о мире;
– принцип минимакса – дошкольное учреждение должно предложить ребенку возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума, государственного стандарта знаний;
– принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов воспитательно-образовательного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения;
– принцип вариативности – предполагает формирование у детей способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора, развитие вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта;
– принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательно-воспитательном процессе, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
В соответствии с принципами деятельностного подхода педагогическая теория распадается на три компоненты, в каждой из которых приходится применять различные системы аргументации. Первая компонента – теория образования. Её логика должна основываться: – на логике социологии (в части анализа типов и видов деятельности общества); – на логике политологии (в части соотнесения ценностного характера различных видов деятельности; здесь деятельностный подход даёт замечательную формулу: «интересы любой группы людей, любого социума определяются той деятельностью, которую эта группа людей, социум осуществляет»); – на логике философии (в части выделения универсальных и общих форм деятельности, которые и подлежат освоению в процессе получения образования).
Вторая компонента – теория обучения. Её функция – исходя из целей и содержания образования, полученных в теории образования, выстроить образовательный процесс в ДОУ на базе: – логики педагогической психологии (в части описания механизмов индивидуального освоения различных форм деятельности); – логики социальной психологии (в части установления механизмов проецирования законов общественной деятельности в индивидуальную мотивацию, целеполагание, контроль); – ретроспективной логики (в части выделения генетического пути формирования тех форм и видов деятельности, которые подлежат освоению); – логики предмета (в части установления конечных форм мышления, к которым предмет следует привести в итоге обучения).
Третья компонента – теория педагогической деятельности. Её логика – логика деятельности управления деятельностью, и, прежде всего, формирования этой управленческой деятельности. Эту систему следует выстроить так, чтобы, с одной стороны, освоение теоретических концепций и практических навыков согласовывалось с уровнем включения воспитателя в свою деятельность, а с другой – чтобы сам воспитатель осознавал и активно использовал свою позицию полноправного и полномочного представителя педагогического сообщества и педагогической деятельности, а не просто наёмного работника, формально озвучивающего образовательный материал в соответствии с методическими инструкциями и бюрократическими указаниями.
Примером практической реализации дидактических принципов деятельностного подхода служат многие педагогические технологии: – проектной деятельности; – интерактивных методов обучения; – проблемно – диалогового обучения; – витагенного подхода в воспитательно-образовательной деятельности; – интегрированного образовательно-воспитательного процесса на основе межпредметных связей.
На своем опыте я убеждена, что детском дошкольном учреждении для включения ребёнка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо: связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами воспитанника; планировать занятия с использованием всего многообразия форм и методов образовательно-воспитательной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной деятельности, диалогических и проектно-исследовательских методов; привлекать для обсуждения имеющиеся знания воспитанников; оценивать достижения воспитанников содержательной характеристикой.

Кулакова С.А._на конференцию.docx