Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи

Автор: Пшеничникова Елена Евгеньевна
Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи».
Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский)
Актуальность:
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей школьного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
 нарушение дыхания и голосообразования;
 нарушения общей и мелкой моторики;
 расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
 повышенная утомляемость;
 заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
 нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
 нарушения оптико-пространственного праксиса;
 неустойчивость внимания;
 расстройство памяти (особенно слуховой);
 несформированность мышления.
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Цель – выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
— изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.
-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;
— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)
— привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ОУ.
Ожидаемые результаты:
 познавательная и речевая активность;
 правильное речевое дыхание у детей;
 сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
 положительная динамика в развитии всех сторон речи учащихся;
 отсутствие напряжения и скованности у детей;
 улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
 использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
Предполагаемый результат:
 Повышение показателей результатов коррекционной работы до 95% — 100%.
 Формирование комплекта дидактических материалов.
 Составление методических разработок с использованием здоровьесберегающих технологий.
Способ демонстрации результата проделанной работы:
1. Мастер-классы для педагогов.
2. Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
3. Отчет о проделанной работе.
4. Обобщение опыта работы на ОУ.
5. Выступление по обмену опытом работы на МО.
6. Представление администрации аналитического отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других специалистов и учителей.

Здоровьесберегающие технологии.docx