ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Автор: Шакирова Финзира Галимзяновна
Шакирова Ф.Г. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
В статье представлено описание потенциала образовательных Интернет-ресурсов для изучения русского языка, указаны наиболее методически ценные ссылки на сайты, позволяющие облегчить педагогам подготовку к урокам, а обучающимся помочь в усвоении учебного материала по предмету.
Ключевые слова: образовательные ресурсы, образовательные Интернет-ресурсы, русский язык, изучение русского языка, методика преподавания русского языка, современные образовательные ресурсы.

Shakirova F.G. THE USE OF EDUCATIONAL INTERNET RESOURCES FOR STUDYING RUSSIAN LANGUAGE
The article presents a description of the potential educational online resources for learning the Russian language, the most methodologically valuable links to sites that can help ease teachers prepare for lessons and students to help in the assimilation of educational material on the subject.
Keywords: educational resources, educational Internet-resources, Russian language, study Russian language, methods of teaching Russian language and modern educational resources.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что в последнее время в системе образования на всех уровнях активно используются Интернет-ресурсы, которые имеют значительный образовательный потенциал.
Следует отметить, что сегодня педагоги используют Интернет-ресурсы в качестве подготовки к урокам, источников полезной и актуальной информации, но внедрение Интернет-технологий в образовательный процесс должно становиться интенсивнее и шире, потому что «качественные ресурсы Интернета являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды, образования и самообразования людей, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей» [1, с. 25].
Изучение русского языка с помощью использования Интернет-ресурсов – современная тема, изученная многими исследователями, в число которых можно включить О.И. Руденко-Моргун, А.Л. Архангельскую, П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева, Н.Мальцеву-Замковую, Э.Г. Азимова, А.С. Айтпаеву, О.А. Беженарь, А.С. Потапову и др.
В их работах рассматриваются вопросы изучения русского языка с использованием Интернет-технологий, сопоставляется традиционный метод обучения и мультимедийный, предлагаются способы организации обучения педагогом с использованием Интернет-ресурсов и т.д.
Так, к примеру, в статье «Инновационные технологии в преподавании русского языка» Н. Мальцевой-Замковой, И. Моисеевой, Н. Раудсепп излагается мысль о том, что преподаватель, используя Интернет, может актуализировать материал учебников; найти дополнительную информацию; разместить учебную информацию; разработать интерактивные обучающие материалы; применить различные формы контроля и самоконтроля; организовать обратную связь; осуществлять контакты между разными членами группы; работать с гипертекстами, аудио- и видеофайлами и блогами [4].
С внедрением ФГОС в перечне квалификационных требований к педагогу появляются новые умения, которые позволят ему идти в ногу со временем и станут эффективным подспорьем в процессе изучения русского языка.
Для того, чтобы оперировать в данной статье точными данными, мы произвели Интернет-поиск образовательных ресурсов по изучению и преподаванию русского зыка в поисковой системе «Яндекс». Всего нами было обнаружено 150 Интернет-ресурсов по теме запроса, но путем детального изучения этих объектов мы из обозначенного числа ресурсов выбрали 72 единицы, которые, действительно, могут быть полезны педагогам и обучающимся при изучении русского языка.
Характеристику ресурсов мы проводили по принципу нисходящей градации: от наиболее полный и «богатых» ресурсов к наименее значимым объектам.
Далее мы отбирали те Интернет-ресурсы, которые могут с успехом войти в методическую копилку для учителей начальных классов и среднего звена. Среди наиболее ценных мы можем отметить следующие:
http://eorhelp.ru/context/plany-konspektov/russkij-yazyk/
http://pedsovet.org/publikatsii/russkiy-yazyk
http://ruslit.ioso.ru/
http://urokirus.com/online/grammatika
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200700706
http://russkij-yazyk.com/phonetics/06.html
http://pptcloud.ru/russkiy-yazik/puteshestvie-v-stranu-grammatiki
http://www.russkij-yazyk.com/phonetics/06.html
http://www.proshkolu.ru/user/rimkiseleva/folder/814819/
Данный перечень будет имеет практическую ценность и может стать настоящим подспорьем при изучении русского языка для педагогов и обучающихся.
Изучение русского языка подчиняется требованиям ФГОС. И в данной ситуации на помощь обучающимся могут прийти образовательные Интернет-ресурсы.
Если обобщить требования ФГОС касательно современного подхода к обучению школьников, то основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетенций у ученика, а именно:
– информационная компетенция предполагает умение искать, преобразовывать, анализировать, применять информацию для решения проблем;
– навыки по самообразованию предполагают готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. [2, с. 19]
Уже в начальных классах на уроках русского языка педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя Интернета, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни информационными системами. Соответственно, для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо делать уроки по этому предмету занимательными, творческими. Именно в этом случае на помощь учителю приходят Интернет-ресурсы и ИКТ-технологии.
Реализация такого подхода к преподаванию русского языка может быть любая, что объясняется своеобразием изучаемых вопросов, и уровнем владения программными средствами, и применением уроков различного типа.
Всем известно, что уроки русского языка в большей степени, чем другие дисциплины, требуют наглядности (правила, таблицы, схемы) для оптимального усвоения материала [3]. Неограниченные возможности Интернета позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: сопровождая авторский текст, помогая детям своими глазами что-либо, отправиться в увлекательные виртуальные путешествия по стране Знаний. Творчески активный учитель, владеющий образовательными Интернет-ресурсов при изучении русского языка, может придумать богатейший материал к своему уроку, повысив тем самым познавательную активность обучающихся.
Приведем в пример, как можно использовать образовательные Интернет-ресурсы при изучении русского языка на уроках для повышения познавательной активности детей и интереса непосредственно к предмету. Например, на этапе актуализации опорных знаний можно использовать блиц-опрос, взятый с одного из сайтов, с демонстрацией правильных ответов средствами гиперссылок.
Также можно с успехом использовать тесты, которые быстро помогают определить типичные ошибки и устранить пробелы в знаниях. Кроме того, на этом этапе урока можно заслушивать сообщения детей с просмотром созданных ими презентаций, составленных с помощью образовательных Интернет-ресурсов при изучении конкретных тем по русскому языку.
Например, на этапе самоопределения к деятельности успешно можно использовать образовательные Интернет-ресурсы при изучении русского языка, которые подводят детей к постановке проблемы урока.
На этапе открытия новых знаний образовательные Интернет-ресурсы при изучении русского языка уже могут выступать в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивающего не только высокий уровень наглядности, но и возможность создания проблемной ситуации. Такие элементы проблемности могут создаваться с помощью выхода на специальные сайты по грамматике русского языка, содержащие проблемный вопрос, некоторое научное противоречие и т.д.
У обучающихся, благодаря использованию образовательных Интернет-ресурсов, предполагается повышение мотивации к изучению данного предмета, в частности, и школьники будут выполнять с удовольствием даже домашнее задание, готовить дополнительные материалы к уроку, если им будет рекомендовано при подготовке к урокам пользоваться образовательными Интернет-ресурсами при изучении русского языка.
Важно, чтобы на каждом уроке при изучении русского языка всем ученикам было интересно. Тогда первоначальная заинтересованность предметом у многих из них перерастет в стойкий и глубокий интерес к науке.
Особое место в этом плане принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Состоит оно в том, что учитель вызывает у учащихся, используя свойства образовательных Интернет-ресурсов при изучении русского языка, чувство удивления (любопытства), воздействуя на эмоции учеников, обостряет их внимание, способствует созданию положительного настроя у них к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний, способностей и интересов.
Также применение образовательных Интернет-ресурсов при изучении русского языка позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом индивидуальных особенностей, дает возможность учителю, творчески работающему, расширить спектр способов предъявления учебной информации, является социально значимым и актуальным, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом.
На уроках материал образовательных Интернет-ресурсов при изучении русского языка должен соответствовать возрастным особенностям детей, уровню их интеллектуального развития. Обучающимся также будут полезны ссылки на общие грамматические правила русского языка, ссылки на словари, на справочники и сборники упражнений и, конечно, же сайты для подготовки к экзаменам.

моя статья.docx