Интерактивные методы обучения

Автор: Юкина Ольга Владимировна
Учителю, сделавшему свой выбор в пользу интерактивных технологий, необходимо продумать уместность использования данных технологий. Из личного опыта, руководствоваться такими методами выбора обучения, которые позволяют создать новые модели интерактивного обучения.
Поскольку сущность интерактивных технологий предусматривает взаимодействие, то проектирование этих технологий и создание их моделей должно базироваться на новых принципах отношений между учителем и учениками: доверия, партнерства, взаимопонимания, сотрудничества, помощи и поддержки, терпения, уважительного отношения к интересам и возможностям участников взаимодействия. Авторитаризм и бестактность помешают созданию комфортной коммуникативной среды и могут спровоцировать негативное отношение учеников к новым технологиям и к учителю в первую очередь.
Необходимо придерживаться конкретных правил при моделировании форм интерактивных технологий. Во-первых, к работе должны быть привлечены все ученики. Нужно уделить внимание психологической подготовке детей. Ведь часто бывает так, что не все ученики готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Очень полезны в этом случае разминки, поощрения за активное участие в уроке. Во-вторых, в работе не должны принимать участие более 30 учеников. Только при таком условии возможна эффективная работа в малых группах, ведь очень важно, чтобы каждый был услышан, каждая группа могла выступить. Необходимо внимательно отнестись к выбору помещения для работы. Класс должен быть приготовлен таким образом, чтобы ученикам было удобно пересаживаться, передвигаться. В-третьих, надо заранее обговорить, что все участники должны с уважением и пониманием относиться к точке зрения друг друга. Необходимо также договориться о регламенте выполнения работы. Деление участников на группы лучше построить на добровольной основе.
Сегодня невозможно достичь цели, решить задачи обучения школьника без создания условий для самостоятельного освоения, получения и осмысления ими знаний. Задача современного учителя – не подавать знания школьникам, а создать мотивацию и сформировать комплекс умений обучать себя. Конечно, никакое умение не приходит к ученику без помощи учителя. Сотрудничество ученика и учителя предусматривает знание и умение педагога дозировать и направлять самостоятельность, которая предоставляется ученику. Это приведет к личностному становлению школьника и его развитию.
Содержание интерактивного взаимодействия учителя и ученика в условиях школы – программный учебный материал. Цель интерактивного обучения для современной школы в условиях её модернизации – общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и развитии, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. Результатом такого обучения является создание дидактических условий для переживания учениками ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.
Предусматривается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учеников за относительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных умений, которые определяют успешность той или иной деятельности школьника. Иначе говоря, интерактивное обучение эффективнее, результативнее обучения в этом направлении каждого отдельного школьника.
Содержание учебного материала по истории включает огромное количество различных видов знаний, что в значительной мере определяет сложность и неоднозначность его понимания и усвоения школьниками на разных этапах обучения. Уже по этой причине структурная и содержательная сложность учетного материала – перспективная основа для творческого использования интерактивных методов обучения, которые определяют успех и результативность в развитии и формировании личностных качеств ученика.
В процессе общения у учеников формируются знания, собственное мнение о том или ином событии, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за коллективное дело, систематизируются, анализируются и корректируются представления, понятия; устанавливаются логические связи, которые способствуют пониманию закономерности и идей мировосприятия. Систематическое использование учителем интерактивных методов на уроке создает благоприятные условия для формирования у школьников позитивной мотивации учебной деятельности и реализации общеобразовательных умений.
Интерактивные методы обучения.docx