Автор: Орлова София Владимировна
Тема: метод «Мнемотехника»
Цель: сделать запоминание учебного материала более интересным, увеличить объём памяти и развить речемыслительную деятельность учащихся.
Задачи:
— развить связную речь;
— научить с помощью графической аналогии понимать и пересказывать тексты, стихи;
— развить сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
— развить психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.
Мнемотехника
Мнемотехника — совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Ещё древние греки успешно применяли мнемотехнику. Используя её, они приобретали способность быстро запоминать большой материал, показывая при этом своё ораторское искусство. Мнемотехника использовалась еще в Древней Руси. Прекрасный тому пример — славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью. А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю/ведаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) – глагол/говорить есть добро; Р (рцы) С(слово) Т(твердо) – говори/произноси слово твердо.
Для многих учителей, очень важно, чтобы ученики любили и знали предмет. Каждый из нас стремится сделать свои уроки интересными и незабываемыми. На каждом предмете требуется запоминание сложной терминологии, заучивания определенных понятий и правил. И перед нами встала такая задача: найти такие педагогические приемы, чтобы объемный и часто сложный материал стал более доступным.
Приведу вам несколько простейших примеров, которые вы помните из своего детства.:
Для запоминания падежей русского языка —
1.«Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку».
Для запоминания цветов радуги есть такая фраза-
2.«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
А в геометрии понятие биссектриса запоминают с помощью рифмовки —
3.»Биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам».
Успех заключен в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса ложатся мертвым грузом, не пригодным к применению. Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал более доступным и лёгким. Это достигается благодаря введению игровых элементов и за счет эмоциональной насыщенности. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, мы видим что все группы успешно справились с заданием и надеемся, что вы будете активно использовать приемы мнемотехники на своих уроках.
Ведь, использование мнемотехники:
— облегчает запоминание и увеличивает объем памяти, развивает речемыслительную деятельность детей;
— позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
— ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
— развивает творческое познание детей.