Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития в образовательном пространстве

Автор: Бугаева Елена Андреевна
Статья посвящена проблеме включения детей с тяжелыми
множественными нарушениями развития (ТМНР) в образовательное пространство. Автором рассматриваются вопросы
нормативно-правового регулирования получения образования
детьми указанной категории, перечисляются основные международные и федеральные нормативные документы в сфере
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидностью, затрагивается проблема доступности образовательных услуг для обучающихся с ТМНР. Отмечается роль
принятия Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Анализируется определение и содержание понятия «тяжелые множественные нарушения развития», проводится сравнение схожих терминов и понятий (сложный дефект, сложное нарушение, комплексное нарушение, множественное нарушение). Описаны
выявленные в результате комплексного психологопедагогического изучения особенности психофизического развития детей с детским церебральным параличом, которые
имеют тяжелые множественные нарушения развития. Представлены общеспецифические специальные условия их обучения: создание доступной архитектурной среды; коррекция нарушений познавательного и речевого развития; коррекционная
работа по развитию навыков самообслуживания; помощь ассистента (тьютора).
Ключевые слова: дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, право на образование, ФГОС ГПИ студентов с
ограниченными возможностями, ФГОС образования учащихся с
умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения), особые условия обучения.
Документ Microsoft Word.docx