МБОУСОШ №4

Автор: Кушнарева Татьяна Анатольевна
Использование наглядности на уроках истории, кубановедения, обществознания в условиях реализации ФГОС.

Как заинтересовать учащегося на уроке? Как объяснить сложное просто? Эти вопросы задаёт себе каждый учитель. Использования средств наглядности на уроках истории, кубановедения, обществознания. Учащиеся при изучении исторического прошлого постоянно сталкиваются с объектами, которые сложно представить в их первозданном виде. Учитель истории вынужден руководствоваться «подручными» средствами (историческими картинами, иллюстрациями в учебниках, меловыми схемами на доске, картами в атласах и др.), зачастую и самостоятельно создавать различные наглядные средства ввиду их отсутствия в школе. Сложности возникают у начинающих молодых учителей, которые ранее не сталкивались со старыми пособиями и иногда не имеют возможности использовать на уроке современные технические средства обучения. Использование на уроках истории различных визуальных источников (рисунка, картины, фотографии, плаката, карикатуры) направлено на создание зрительного образа. Изображение является мощнейшим фактором мотивации к обучению и важнейшим обучающим средством. В процессе обучения любой визуальный источник выступает в качестве носителя новых исторических знаний, также выполняет функции актуализации знаний, иллюстрирования теоретического материала, закрепления и проверки знаний, формирует эмоциональный компонент образовательного процесса. На ряду с прежними наглядными средствами обучения возникла необходимость использования презентаций, мультимедийных программ, образовательных Интернет-платформ. Благодаря современным компьютерным технологиям учителя активно включают изобразительные материалы в образовательный процесс. С помощью компьютера появилась возможность создания оригинальных авторских моделей уроков с учетом специфики учебных групп и способностей, уровня обученности, склонностей отдельных учащихся. Привлекая обучающихся к организации компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и мультимедийных презентаций, к подбору графических изображений при прохождении конкретной исторической темы, учитель одновременно способствует формированию предметной компетентности, развивает способности обучающихся, создавая ситуацию успеха и формирует социально значимые умения и навыки. Таким образом, в свете развития современной системы образования использование наглядных средств обучения приобрело еще большую актуальность. Использование наглядных средств обучения – мощнейшим активизатор учебной деятельности – занимает важное место в системе методических приёмов обучения, его изучение поможет учителю достичь высоких результатов. Без использования визуальных источников невозможно провести урок истории на должном уровне. Благодаря им исторический материал становится боле понятным для обучающихся. Наглядность активизирует их память, внимание и мышление (в результате исследований психологи доказали, что люди запоминают 50% увиденного, услышанное же воспроизводится всего на 20%), заставляя переключать внимание школьника с одного элемента урока на другой, не утомляя его.
Статья. Наглядность на уроках истории Кушнарева Т.А..RTF