Интерес на уроке хора – важнейший фактор воспитания музыканта в музыкальной школе

Автор: Будневич Тамара Константиновна
Методическая работа
Тема: «Интерес на уроке хора – важнейший фактор воспитания музыканта в музыкальной школе»
(Из опыта работы преподавателя детской школы искусств Будневич Т.К.)

Работаю в детской музыкальной школе более сорока лет и вижу, что не всегда сохраняется интерес к обучению, некоторые дети, к сожалению, бросают школу, утрачивают интерес к занятиям музыкой. Эта проблема остается актуальной по настоящий день, особенно в век компьютерных технологий.
Набирая детей в свой специальный хоровой класс при отсутствии ярко выраженных музыкальных способностей для меня важно услышать от ребенка фразу, чтобы он стал моим учеником,- «Я хочу научиться петь».
Развитие и воспитание интереса к хоровому пению – первейшая моя задача в работе с учащимися хорового класса детской музыкальной школы. Созданный мной хор «Радуга» по своему составу разновозрастной. Каждый год он пополняется первоклассниками. Многие из поступающих «не попадают в ноты», не верно интонируют простые мелодии и…. Начинается кропотливая работа.
Убеждена в том, что чем раньше соприкасается ребенок с музыкой, тем тоньше и эмоциональнее становится детская душа, так как музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. «Красота спасет мир!» Как часто мы это слышим, но как трудна реализация этого высказывания в нашем современном мире. « Красота – средство воспитания чуткой совести – писал В.А. Сухомлинский, великий педагог и мыслитель. Уже в детстве человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности – писал он. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека… Музыка – могучий источник умственного развития».
Основным критерием в хоровом классе является, по моему убеждению, психологическая готовность ребенка заниматься музыкой. Ставлю задачи воспитательного, образовательного и творческого характера, связанные с формированием верной художественно-эстетической ориентации детей, с приобщением их к подлинной музыкальной культуре, развитием исполнительских навыков: певческого дыхания, координации и взаимодействия всех органов голосового аппарата в певческом звукообразовании, развитие музыкальных способностей учеников в индивидуальной и коллективной форме. Хоровое пение активизирует слух, укрепляет память и развивает творческие способности, благодаря вовлечению каждого ребенка в интересную практическую деятельность.
Разделяю взгляд современного дирижера народного артиста СССР В. Минина из его приветственной речи к участникам хорового фестиваля «Звучит Москва» о сильном влиянии хорового пения на развитие личности ребенка: « Совместное пение учит слышать друг друга. Дает чувство любви, радости, помогает обрести возвышенный настрой и наполняет чувством любви к Родине. Что не подвластно сделать одному, то возможно сделать в хоре. Хорошая певческая школа, как камертон задает тон дальнейшего жизненного пути. Ведь взаимная поддержка, чувство солидарности, единения столь важные в хоровом искусстве, являются общечеловеческими ценностями. Научившись слышать и слушать друг друга в хоре, школьники перенесут эти умения в жизнь. Яркие впечатления – знакомство с прекрасным миром музыки, волнение перед концертом, сменяющиеся восторгом пения, аплодисменты в награду за долгие часы репетиций. В хоре участники-дети обретают близких и верных друзей, учатся пропускать через себя музыку, чувство сопричастности прекрасному».
Это чувство сопричастности к прекрасному, стремление петь с ребятами в хоре, интерес к хоровому исполнительству я формирую и развиваю на протяжении всех лет обучения детей в школе.
Тема, выбранная мною обширна. Методов и приемов в работе с хоровым коллективом, которые формируют интерес на уроке хора много: это и выбор яркого запоминающегося репертуара, формы подачи материала, работа и раскрытие художественного образа музыкального произведения, концертная деятельность и подготовка к ней, внеклассная работа и так далее.
Остановлюсь лишь на некоторых из них. Концертная деятельность один из методов поддержания интереса к хоровому пению в воспитании профессионального музыканта и формировании личности ребенка. В форме юбилейного концерта обращаюсь к нескольким видам искусств от музыкального певческого исполнительства к художественному литературному декламированною.
Хор «Радуга», которым я бессменно руковожу с 1995 года, отметил свои юбилеи: пятилетие, десятилетие, пятнадцатилетие и двадцатилетие. В торжественной обстановке из-за пандемии не прошел двадцатилетний юбилей. Но несмотря на отсутствие многочисленных слушателей праздничная программа была исполнена в полном объеме. В концерте прозвучали произведения русских, зарубежных и современных композиторов, а также народные песни a-capella. Музыкальные номера чередовались с артистичным и воодушевленным чтением стихов для приглашенных родителей и гостей. В юбилейных концертах выступают с сольными номерами выпускники хора «Радуга» предыдущих лет, студенты, педагоги и коллективы средних и высших музыкальных заведений. К юбилею традиционно каждому участнику коллектива дарятся красочные сборники песен из репертуара хора. На сегодняшний день издано 4 выпуска.
В подготовку к юбилейным концертам вовлечены родители учеников. Они активно, заинтересованно исполняют доверенным им роли, готовят призы, подарки. При их поддержке были изданы и издаются сборники. Все ценят возможность совместного творческого труда, где каждый проявляет свои способности, свою ответственность. Такую форму в воспитании профессионально успешного юного музыканта я применяю на протяжении всей школьной жизни ученика.
Основная работа над концертными программами идет на уроке. Прежде всего дети должны уверенно знать исполняемые произведения, готовиться к концерту специально и заранее (авралы исключены). Чтобы чувствовать себя равноправными участниками концерта, они должны знать всю программу, своё место в ней, они должны быть уверенными в том, что их выступление ждут. Дети должны чувствовать себя художниками на уроке: творить и создавать художественное музыкальное произведение, чтобы на сцене преподнести его слушателю. Важно, чтобы детям были понятны и интересны исполняемые произведения, затрагивающие струны детских сердец. Воспитанное всей жизнью коллектива уважение к своему хору и его труду сделает невозможным неприличные явления, такие как «переглядки», перемигивание с залом. Первое впечатление – внешний вид детей, их выход на сцену, расстановка, лица, степень сосредоточенности или веселости должны сразу вызвать у публики чувство уважения к артистам, ожидания интереса к их выступлению.
Появление дирижера на сцене должно вызывать у детей особое состояние, отраженное в их лицах, — «Как мы рады! Пришло время, начинаем! Не беспокойтесь, будьте в нас уверены. Мы готовы!». Те же чувства и «слова» дети читают на лице дирижера, обращенного к хору. И так должно быть не только на сцене, но и в подготовительных групповых занятиях, где многочисленные оттенки атмосферы взаимоотношений – неудачи, огорчения, волнения, недопонимание, а также радость удач, успешное исполнение партии способствуют гармоничному течению жизни и своей естественностью укрепляют жизненные, творческие силы коллектива.
Первое произведение с которого начинается концертная программа, первые звуки звучания хора – первое, что воспринимает зал. Именно это первое звучание – предмет хормейстерских забот, поисков, разочарований и побед. Дирижер рад, когда слышит в коротком эпизоде красоту и гармонию звучания хора. По-моему мнению в основе красоты звучания хора лежит естественность звукообразования в сочетании со стремлением к осознанной и прочувствованной выразительности. Формирование профессиональных вокальных навыков таких как: свободная постановка корпуса, естественное, а не нарочитое открывание рта, опора звука, свободное владение дыханием способствует гармонии звукообразующего и слухового аппарата ученика. Стремлюсь к тому, чтобы первые звуки хора со сцены привлекли к себе внимания и вызвали наслаждение у учащихся.
Не менее важным методом в воспитании музыканта для поддержания интереса на уроке хора является репертуар. Подбирая репертуар следует руководствоваться следующими принципами:
• художественная ценность,
• воспитательное значение,
• доступность музыкального и литературного текста,
• разнообразие жанров.
В моем разновозрастном хоре «Радуга» старшие и более способные ученики рассажены рядом с младшими. Те в свою очередь начинают прислушиваться и подстраиваться. Эта рассадка детей на уроках хора приводит к тому, что в группе ребят помладше появляется уже больше ребят поющих правильным звуком. А главное, это приносит много радости детям, ведь они начинают понимать, что стали петь лучше. Основными качествами детского пения, как известно, должны быть легкость, звонкость, полетность, округлость, объемность и «вибратность» звучания, тембровость звука. Развивая эти качества в голосе хориста можно говорить о совершенствовании певческого голоса в процессе хорового пения. С первых уроков по сольному, хоровому пению надо объяснять ученикам, что для того, чтобы песня получилась красивой, чтобы голос лился, надо овладеть вокальной техникой, контролировать свой звук. Важно в раннем возрасте, сформировать навык легкого, по возможности яркого головного звука. Со временем этот звук усилится, окрепнет, будет естественным образом совмещаться с грудным резонатором. Поэтому умелое пользование головным резонатором необходимо прививать с первых шагов. Таков опыт и мировых оперных звезд, и педагогов, прослеживающих вокальное развитие своих подопечных. Овладение певческим искусством – большой труд, который требует огромной воли, трудолюбия, напряженного внимания и т.п.
В организации учебного процесса преподаватель должен постараться создать условия для наилучшей результативности учащихся. Терпение, любовь и внимание к каждому ученику, помогут наладить не только атмосферу на уроке, ваши взаимоотношения, но и привести коллектив к достижению новых ступеней мастерства.
Большая концертная деятельность хора, ее разнообразная внеклассная работа, тесный контакт с родителями – приводит к конечному результату: ввести учащегося в мир большого музыкального искусства, научить любить музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать музыканта, приобщенного к музыкальной культуре, как части всей его духовной жизни, дать радость красоты музыкальной культуры.

Методическая работа ИНТЕРЕС НА УРОКЕ ХОРА.docx

Познавательно- развлекательное мероприятие для детей старшей группы «День флага России».

Автор: Фролова Лидия Валерьевна
Цели: формировать основы патриотизма, воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ; вызвать у детей положительные эмоции.

День флага.docx

Воспитатель, МБОУ школа-интернат

Автор: Автушенко Марина Владимировна
Материал подобран с учётом возрастных особенностей воспитанников, позволяет лучше понять психологию детей с ОВЗ. Данный материал может быть полезным молодым начинающим педагогам.
dok._duh-nravst.docx

Развитие творческого мышления обучающихся с помощью метапредметных уроков