Методическая разработка

Автор: Нафикова Елена Александровна

«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

 

 

В наше время, в век «компьютеров» математика

в той или иной мере нужна огромному числу

 людей различных профессий.

 

Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста и упущения здесь трудно восполняемы.

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенными. Поэтому, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только в обучении математике.

 Известно, что игра – главный институт воспитания и развития культуры дошкольника, своеобразная академия его жизни. В игре – ребенок  творец и субъект. В игре ребенок воплощает, творческие преобразования и, обобщая все то, что он узнал от взрослых, из книг, телепередач, кинофильмов, собственного опыта и обеспечивает связь поколений и условия культуры общества.

Мы признаем, что одной из основных задач дошкольного образования является математическое развитие ребенка. Цель  работы: содействие лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний у дошкольников.

Работая по этой теме, мы определили для себя следующие задачи,

1.Развивать у детей интерес к математике.

2.Приобщать их к этому предмету в игровой и занимательной форме.

Решению данных задач способствовали следующие методы:

1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию математических способностей детей.

Мы не стремимся к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи, а развиваем их способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения «конструировать» предметами, знаками и словами.

Воплощая идею Л.С. Выготского об опережающем развитии, мы стремимся ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а на зону ближайшего развития, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Известно, что интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, мы понимаем и помним, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные  педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Основное назначение их – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Такие дидактические игры включаем в содержание непосредственно образовательной деятельности.

В своей работе мы используем комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Знакомя детей с цифрами,  использую дидактические игры, направленные на знакомство с цифрами:

·          «Выложи цифру из палочек»;

·          «Собери цифру правильно»;

·           «Слепи из пластилина»;

·          «На что похожа цифра?»;

·        «Назови предметы, напоминающие цифру».

А также отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствует цифра, использую физкультминутки.

 

Игровые приёмы, используемые для закрепления чисел:

 

*     Стихи,

*     Задачи,

*     Загадки,

*     Сказки,

*                   Скороговорки,

*                   Считалки,

*                   Физкультминутки.

*                                                                                                                  

Стихи о цифре 3:

1. «Погляди на цифру 3,словно ласточка – смотри».

2. «Тройка – не двойка,

Она положительна,

Но это не «хорошо»,

А «удовлетворительно».

Физминутка:

1.Малыши, малыши – дружные ребятки

Малыши, малыши – вышли на зарядку.

Раз. Два, три! Раз, два, три!

Ноги поднимайте!

Раз, два, три! Раз, два, три!

Весело шагайте.

Загадывание загадок:

1.Треугольная доска

А на ней  три волоска,

Волос тонкий, голос звонкий (балалайка).

Возле леса на опушке,

2.Трое их живет в избушке,

Там три стула и три кружки,

Угадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки? (три медведя).

Решение задач:

Вот зашла Маринка,

А за ней — Аринка,

А потом пришел Игнат,

Сколько стало всех ребят?

На плетень взлетел петух,

Повстречал там еще двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

 

Скороговорки:

1.По утрам мой брат Кирилл,

   Трех крольчат травой кормил.

2. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

 

 

Сказки, где есть число 3:

«Три поросенка», «три медведя»,

«Три орешка для Золушки».

Пословицы и поговорки:

Обещанного 3 года ждут.

От горшка, три вершка

    Часто используем в своей работе игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идет закрепление знаний цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Мы говорим «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры направленные на изучение геометрических фигур:

«Назови лишнюю фигуру»

«Подбери заплатку»

«Найди крышку каждой коробочке»

«Геометрическое лото»

«Назови фигуры».

    Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, используем следующие игры: «геометрическое лото», «Кодирование фигур», «Назови фигуру».

   Очень часто используем  игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются: предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола.

Знакомя дошколят с различными линиями, применяем игру «Путаница» (автор Шаехова) с целью: найти «ломаную» линию и обвести красным фломастером, «пунктирную» — синим, «прямую» — желтым и т.д.

Работая по разделу «Измерение величины» вводим игры с народными игрушками-вкладышами (матрешки, кубы, пирамиды), в конструкции которых заложен принцип учета величины. Для этого использую игры с условными мерками: «Измерь шагами, пальцами», «Помоги найти ответ?», «Чем измерить шум дождя? Силу человека?

В разделе «Количество и счет», на наш взгляд, уместны следующие дидактические игры:

·        «Чет-нечет»,

·        «Сколько нас без одного?»,

·        «Какое число я задумала?»,

·        «Назови число на единицу больше — меньше»,

       «Кто знает, пусть дальше считает»,

        «Какие числа пропущены?»,

        «Назови соседей».

 

   Не забываем мы и игру «Чудесный мешочек». Она уместна везде. Дети любят выполнять задания, а особым удовольствием, где соотносят полученный результат определенному цвету. Скучное решение примеров мы превратили в развивающую игру «Оживи картинку». Детям предлагаем карточки с написанными примерами и просим раскрасить их в соответствующий цвет.

 

При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:

«Раскрась, продолжая закономерность», «Что сначала, что потом?», «Какая  фигура будет последней?»

В игровые комплексы мы обязательно включаем музыку, физминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Не ошибусь, если скажу, что успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. На каждой форме ООД мы обязательно производим смену видов деятельности, для улучшения восприятия информации воспитателя и активизации деятельности самих детей в игровой форме.

Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми: комплекс развивающих игр;

·        путешествие;

·        экспериментирование;

·        подгрупповая работа;

·        игра-путешествие;

·        математический КВН;

·        эксперимент;

·        познавательные игры;

·        математический ринг;

·                 индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения!!!

Список используемой литературы:

 

 

 

1. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» — Москва,1990г.

2. Е.Ю. Иванова «100 игр, сценариев и праздников» — ФГУИППВ, 2004г.

3. В.Волина «Веселая математика» — Москва,1999г.

4. О. Узорова, Е.Нефедова «1000 упражнений для подготовки к школе» — ООО «Издательство Астрель», 2002г.

5. Библиотека программы «Детство» «Математика до школы» — Санкт-Петербург, 2002г.

6. Т. К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике» — Москва, 1989г.

7.  О.М.Дьяченко, Е.Л. Агаева «Чего на свете не бывает» 1991г.

8. под редакцией А.А. Столяра «Давайте поиграем» 1991г.

9.  Абрамов И.А. Особенности детского возраста. – М., 1993 

 10.  Аргинская И.И.Математика, математические игры.- Самара: Федоров, 2005 г.- 32 с. 
11. Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование первичных представлений о натуральных числах // Дошкольное воспитание. – 2002. — №8. – С.30-39 
12. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с 
13. Бильчугов Л.Ф. Формирование элементов формально-логического мышления у детей 6-7 лет. Дис. канд. психолог. наук МГУ., 1978. 
14. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. – М., 1989 
15. Леушина А.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб .пос. – М., 1974 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *