Приобщение детей к искусству в процессе лепки

Автор: Каюмова Гульчачак Муллануровна
Приобщение детей к искусству в процессе лепки.
Сегодня поговорим о таком виде искусства как скульптура.
Восприятие скульптуры детьми. В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура (от лат. scylpture-высекать, вырезать)- это вид изобразительного искусства, произведения которого имеет объемную форму и выполняется из твердых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные. В окружающей действительности дети встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной, станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре, понять пластическую позу, ритмическую композицию.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, знакомство со скульптурой нужно начинать с малых форм анималистического жанра. Скульпторы-анималисты подчёркивают психологические характеристики животного, отражая его внутренний мир (работы В.А. Ватагина), или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность форм (работы И.С. Ефимова).
Для развития эстетического восприятия надо знать художественный «язык» скульптурного произведения. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного. Для развития творчества в изобразительной деятельности важны не только навыки и умения, надо научить ребёнка эстетически воспринимать образы искусства разных видов и жанров. С этой целью в детском саду используются произведения изобразительного искусства, но знакомство с ними чаще всего осуществляется посредством рассматривания фотографий, слайдов. Интерес к скульптуре у детей проявляется в мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность окраски. Воспринимая форму во время специально организованного обследования, ребёнок запоминает её при помощи мышечного чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов, фигур.
Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком. Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки.
В работе с детьми используют три вида лепки: предметная, сюжетная и декоративная. Каждый из этих видов имеет свои особенности и задачи и может проводиться как по заданию, так и по замыслу детей.
В предметной лепке дети с интересом лепят фигуры людей и животных. Однако они быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы.
Освоение предметной лепки начинает осуществляться у детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте еще реализуются такие задачи, как:
Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, содействовать возникновению положительного эмоционального отклика на красоту окружающего мира, произведения народного искусства (изделия народных промыслов).
Подведение детей к восприятию произведений искусства. Знакомство со скульптурами малых форм анималистического жанра. Знакомство с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движение, жесты, подводить к различению видов искусства через художественный образ.
В сюжетной лепке обычно не стремятся изобразить развернутый сюжет. Ребенок может, например, ограничиться изображением девочки и цыпленка в статичном состоянии, но он тут же начинает с ними играть. Обычно с подобной игры и начинается сюжетная лепка. По мере развития интереса к данному виду лепки, овладения приемами изображения, дети выполняют развернутые сюжеты.
Изучение основ сюжетной лепки начинается в возрасте 4-5 лет (средняя группа). В этом возрасте нужно поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
Учить различать жанры и виды искусства: скульптура (изобразительное искусство), здание и сооружение (архитектура).
Знакомить с произведениями народного искусства (изделия народного декоративно-прикладного искусства).
Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Декоративная лепка позволяет учить детей сначала обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Работа над декоративной пластикой учит детей обращению с инструментом, различными приемами лепки, а главное — красивому декоративному заполнению пространства. Наблюдая работы народных умельцев, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применять для игр, для украшения комнаты, как сувениры.
Освоение декоративной лепки осуществляется у детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте реализуются такие задачи, как:
• Продолжение работы над изучением тонкостей сюжетной лепки (дети учатся менять мизансцены, используя одни и те же образы, к примеру, используя картонный домик и пластилиновых персонажей сказки «Теремок», ребята рассказывают и показывают все перипетии сюжета);
• освоение декоративной лепки (при рассмотрении тем, связанных с народными промыслами, в технике гжель, хохлома дети делают предметы посуды, украшая их «жгутиками», «блинчиками», «шариками», бисером, пуговицами);
Также важно развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, формировать умение выделять выразительные средства произведений искусства. Развивать умение самостоятельно создавать художественные образы.
Учить подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности.
Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
Закреплять знания об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства (декоративно-прикладное, скульптура)
Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и др.)
Воспитывать интерес к искусству родного края; Поощрять активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.
Важным элементом знакомства с искусством являются самостоятельная художественная деятельность ребенка, организация специальных выступлений, выставок детского творчества и т.п., где ребенок мог бы проявить свои чувства, мысли, отношение, способности и художественные умения. Но организуя работу с дошкольниками, педагоги часто уделяют недостаточно внимания организации творческой деятельности детей, чаще всего детям предлагается определенный образец и оценивается правильность или неправильность его исполнения. Если взрослый постоянно дает «правильный» образец, малыш фантазирует всё меньше и меньше. Ведь жить и творить «по образцу» гораздо проще: не надо ничего выдумывать, к тому же взрослый всегда будет доволен. Но для творческого развития ребёнка особое значение имеет право на собственное мнение и на ошибку. Поэтому при создании творческих работ детям следует предоставлять возможность выбора, при необходимости, помогать сделать выбор, но не навязывать. Тогда дети будут вкладывать в свои работы душу, полностью отдаться творению, фантазировать и мечтать. Возможность выбора при создании творческих работ позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности и успешности. Например, при лепке «Вазы с цветами» детям предлагаются на выбор разные по форме и цвету вазы и цветы. Дети выбирают наиболее понравившиеся, также самостоятельно определяют количество цветов в вазе и их расположение.
Анализ работ.
Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Организация обсуждения анализа может быть различной.
Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии – обязательное условие для развития его творчества.
Похвала всегда радует, отрицательная оценка огорчает. Поэтому использовать похвалу и порицание следует очень осторожно: если всё время хвалить ребенка, у него могут сформироваться самоуверенность и зазнайство, и, наоборот, если постоянно говорить ребенку, что он плохо вылепил или наклеил, у него появляется неуверенность, может закрепиться прочное отрицательное отношение к изобразительной деятельности.

В младшем дошкольном возрасте оценка результатов деятельности детей должна идти по ходу занятия, а не в конце. Это важно. При этом и замечания, и подсказки должны исходить не от воспитателя, а от сказочного игрового персонажа (лисичка, а не воспитатель просит малыша нарисовать лучики у солнышка). Ребёнку младшего дошкольного возраста не нужно прямо указывать на недостатки в его деятельности (работе, так как это может привести к отказу от дальнейшего выполнения задания.
В среднем дошкольном возрасте ребенок уже спокойнее относится к оцениванию и критике если они звучат, как напоминание о выполнении определённых правил игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Но будет лучше, если ребенок выполняет задание в роли кого-либо (строителя, ученика, персонажа и. т. д.)
В старшем дошкольном возрасте также как и в младшем, неудачно выполненное задание часто приводит ребенка к растерянности и отказу от работы, особенно, если на это указал взрослый. Поэтому в старшем дошкольном возрасте особое внимание следует уделить формированию самооценки и самоконтроля ребенка. (Например, вместо того, чтобы указывать на недостаток в работе, спросить у него: «А как он оценивает свою работу? Что он хотел бы изменить или исправить?». Важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок имел возможность добиться успеха. Задача взрослого – научить детей относиться к неудаче, как к естественному процессу обучения. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Главное, что должен помнить воспитатель, что руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме, так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.
Еще одна проблема заключается в том, что как правило, выполненные детьми работы чаще всего отдаются родителям или не востребуемые складываются в папки и коробки и достаточно редко используются в игровом пространстве или в оформлении групповых помещений. При этом одним из основных положений организации образовательной среды это — Группа должна принадлежать детям! А значит, в ее оформлении должны быть отражены интересы детей, особенности их культуры, группа должна быть насыщена компонентами детской субкультуры, в том числе и продуктами детского творчества. Использование детских работ позволяет создать среду, способствующую эмоционально-ценностному, познавательному, социально-личностному развитию ребёнка, создавая благоприятные условия в коллективе группы, способствует проявлению индивидуальности каждого воспитанника, формирует положительную «Я-концепцию» воспитанника.
Активизируя детей, привлекая их к созданию среды, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, предпочтения и склонности. Важно, чтобы все дети принимали участие, т. к. все дети обладают творческими способностями с рождения, чтобы у каждого ребёнка была возможность самостоятельно проявлять свои силы, вносить свою «изюминку» в «творение».
Использовать элементы детского творчества в организации среды можно уже с младшего дошкольного возраста (например, можно использовать для сюжетно-ролевой игры слепленные детьми из соленого теста муляжи овощей и продуктов питания). Сначала дети создают творческие работы по типу «Долепи», «Докрась», а затем переходят к самостоятельным работам.
В старшем дошкольном возрасте можно привлекать детей к оформлению групповой комнаты, зала к праздникам, к созданию развивающей среды дошкольного учреждения (мини-музеев, выставок, стендов). Дети с большим интересом готовят совместные работы с родителями по заданным темам. Такой материал выставляется в группе, дети с удовольствием его рассматривают, делятся впечатлениями. Такая совместная работа воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность; создает микроклимат, в основе которого доверительные отношения между взрослым и ребенком.
Продукты детской деятельности могут использоваться в РППС группы для оформления, для изготовления атрибутов к играм, в театрализованной деятельности, для организованной образовательной деятельности:
Украшением может являться сказочная птица, для которой дети расписывают хвост.
В уголке природы в зимнее время помещается кормушка, на которой располагаются птицы, созданные детьми из солёного теста.
Дети с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов к игровой деятельности. Дети учатся, подбирают, (например, дошкольники могут слепить мебель и посуду для сюжетно- ролевой игры «Семья», или изготовить продукты для игры «Магазин». Мальчики с удовольствием будут участвовать изготовлении макета дороги и дорожных знаков и лепить разного вида транспорт.
Продукты детского творчества используются и в театральной деятельности. Дети с удовольствием создают персонажей для спектакля, , декораций.
Дети умело подбирают и создают декоративные украшения к праздничной одежде для себя и для близких (брошки, значки и др.).
Таким образом, ознакомление детей со скульптурой представляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства, освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать. Разнообразие скульптурных материалов значительно обогащают сенсорный опыт, а небольшие размеры скульптуры малых форм дают ее доступной восприятию каждым ребенком. А также эстетически обогащают, дают им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствует непосредственно образовательная деятельность по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование начальных суждений эстетической оценки. Ознакомление дошкольников со скульптурой способствует гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

Приобщение детей к искусству в процессе лепки. — копия.docx

Создание специализированного класса по робототехнике способствующий развитию креативного инженерного и технического мышления у современной молодежи.

Автор: Владимир Викторович Ермаков
Целью данного проекта является связь школы и университета через специализированные классы, оснащенные материально-технической базой. Подготовка будущих специалистов с компетенциями инженера, проектировщика и программиста.
В настоящем проекте рассматриваются следующие задачи:
1) Создание условия для обучения подрастающего поколения компетенциям, необходимым в настоящем и будущем мире.
2) Отработка собственной методики обучения и преподавания занятий, а также оформление методических указаний.
3) Закупка дополнительных робототехнических наборов и переоснащение оборудования.
4) Аренда помещения для проведения занятий.
5) Оформление вида деятельности.
На сегодняшний день подобраны материалы по обучению робототехники, собрана команда и заключен договор с муниципальным автономным общеобразовательным учреждением города Владимир «Лингвистическая гимназия № 23 им. А. Г. Столетова» на обучение их учеников на базе Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Арендовано помещение для обучения и составлен график обучения, собраны группы учащихся из 60 человек. Проводятся переговоры с другими общеобразовательными учреждениями города Владимир.
Данный проект направлен на подготовку формирование технического и инженерного мышления у современной молодежи и включает в себя следующие этапы:
1) Сбор единой базы материалов по программированию и конструированию роботов, после этого создаются методические указания по проведению занятий.
2) Проведение обучения на территории Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых в современном классе, оснащенным оборудованием и полностью отремонтированным.
3) Агитация и заключение договоров с муниципальными общеобразовательными учреждениями о проведении дополнительных занятий.
4) Проведение занятий состоит из 3-х уровней:
А. Начальный
B. Средний
C. Сложный.

Презентация.pptx