Уфимский топливно — энергетический колледж города Уфа

Автор: Хусаинов Артём Русланович
В современном языковом образовании на первый план выдвигается задача формирования и совершенствования умения свободного, коммуникативно-оправданного использования языка в различных ситуациях общения. Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности, способности устанавливать гармоничные отношения в социуме, средством формулирования идей и решения задач по их реализации.
Предназначением уроков чтения в начальной школе является, в первую очередь, выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения, развития связной речи и расширение словарного запаса младших школьников. Уроки чтения имеют глубокую воспитательную направленность, активно помогают учащимся расширять круг знаний об окружающем мире.
Одной из наиболее распространенных и эффективных форм и способов развития речи учащихся является пересказ и его различные виды (подробный, краткий и др.).
Пересказ как вид работы по развитию связной речи, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, предполагает создание вторичного текста на основе исходного.
Проблему развитию речи на основе пересказа текста исследовали Липкина А. И. и Оморокова М. И. (приемы активизации интереса учащихся к пересказу), Найденов Б. (выразительность речи и чтения), Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В., Зорина С. В. (нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР) и др.
В нашем исследовании пересказ рассматривается как обобщенное общеучебное умение, прием усвоения научных знаний и обогащения словарного запаса учащихся, критерий осмысленного восприятия текста и условие повышения качества знаний и их системности. Как вид речевой деятельности пересказ интегративен: соединяет деятельность восприятия, понимания, анализа и порождения текста. Уметь пересказать означает проанализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста, извлечь из текста информацию в соответствии с поставленной задачей, создать свой текст на основе текста-образца, привлекая образные средства и синтаксические модели текста-оригинала.

01. Концепция и Пр-ма Поливанчук Юлия Леонидовна .doc