Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психокоррекции «Путь к себе 8-9 класс» для детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Лариса Анатольевна Зыкова
Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Анализ состояния зрения населения Земли в настоящее время вызывает у многих офтальмологов разных стран тревогу из-за возрастающего количества детей, подверженных глазным заболеваниям, связанных с нарастанием частоты врожденных заболеваний и аномалий в развитии, различных воспалительных заболеваний глаз, в том числе и близорукости, Проблема снижения зрения у детей школьного возраста давно уже перестала быть только медицинской. И один из самых острых вопросов: как обеспечить своевременную профилактику и лечение различных глазных заболеваний ребенку прямо в школе? (9)
Общим признаком у всех слабовидящих обучающихся выступает недоразвитие чувственного познания, что приводит к определённым изменениям в психическом и физическом развитии, трудностям становления личности, к затруднениям предметно-пространственной и социальной адаптации. Обучение детей с патологией зрения весьма специфично и требует специально организованного коррекционного обучения. (2)
Работа со слабовидящими учащимися требует специальной методики преподавания учебного материала с целью предупреждения глазной патологии. Учителя нашей школы учитывают специальные пропедевтические периоды в этапном построении уроков, чередуют зрительную и тактильную работу учащихся со слуховым восприятием учебного материала, соотносят темп учебной работы с уровнем сформированности умений и навыков детей, включают в каждый урок зрительную гимнастику и упражнения для снятия глазного напряжения. Используя рекомендации ученого врача-офтальмолога, уроки в классах охраны зрения проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного визуального поиска и выполнения активизирующих детей заданий. (5)
Наглядные пособия и дидактический материал подбирают соответственно состоянию остроты зрения и полю зрения учащихся.
Логопедическая работа в классах для слабовидящих детей проводится на уровне начального общего обучения и направлена на преодоление речевых нарушений в письменной и устной речи с целью устранения пробелов в освоение программного материала в полном объёме.
Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-личностной сферы и коррекции её недостатков, развитие познавательной деятельности, формирование произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование и развитие социальных навыков. (9)
По всем направлениям деятельности коррекционного блока написаны учителями соответствующие программы. Коррекционные занятия проводятся в соответствии с учебным планом и программами в форме групповых, индивидуальных и мелкогрупповых занятий. Все учителя, работающие в данных класса, прошли курсы повышения квалификации по теме: «Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья» в НОУ ДПО «МЦ профессионального обучения» г. Кемерово.
Рабочая программа по реализации общеобразовательной программы школьного образования составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта от 17 октября 2010 г. Гуманистическая цель современного школьного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Поэтому сопровождение школьника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья.

итоговая работа Зыкова Л.А..docx