Автор: Алина Бегалиевна Сагиндикова
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных, социокультурных ценностей, общепринятых правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм»
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания.
Главная цель любого патриотического проекта — формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Организация детских проектов в дошкольном учреждении в настоящее время является актуальной. Именно данная методика работы с детьми позволяет формировать у детей устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, формировать навыки исследовательской деятельности, а также усваивать алгоритм работы в процессе организации проекта.
Отведение главной роли в проектно-исследовательской деятельности отводится воспитаннику ДОО. Так как ребенок сам выражает свою инициативу и становится полноценным участником проекта, а не наблюдателем. Данный метод будет носить характер сотрудничества между педагогом и дошкольниками, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители.
Суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике.
Проектная деятельность относится к нетрадиционной форме.
Существует несколько типов проектов: творческие, игровые, информационно — практические, исследовательские, практико-ориентированные, ролево — игровые.
По продолжительности проекты делятся на:
краткосрочные (от одного дня — до 1-2 недель);
среднесрочные (от 2 недель — до 1 месяца);
долгосрочные (от 1 месяца — до полугода и дольше).
Любой проект осуществляется в несколько этапов:
— организационно-подготовительный;
— основной (этап непосредственной реализации);
— итоговый (результативный, рефлексивный).
На организационно — подготовительном этапе обозначаются: тема и проблема будущего Проекта, ставится цель, определяются основные задачи. Делается подборка художественной и методической литературы, материального оснащения; разрабатываются необходимые материалы: конспекты совместной деятельности, сценарии бесед, конкурсов по теме проекта, изготавливаются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, составляется план реализации проекта.
Основной этап: предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий.
Заключительный этап: подведение итогов проводится в виде тематического праздника или отчетного концерта, при участии приглашенных гостей. Оформляются всевозможные стенды, фотовыставки, мини-музеи патриотического воспитания.
В целях гражданско-патриотического воспитания детей был создан проект, приуроченный ко 370 л. Ульяновска, на тему «Наша улица Розы Люксембург».
Цель проекта: Формирование патриотического чувства у детей подготовительной к школе группы посредством ознакомления с улицами родного города.
Задачи:
— познакомить детей с названиями улиц города;
— формировать общее представление об основных архитектурных сооружениях, памятниках родного города;
— развивать познавательный интерес к истории города;
— развивать творческие и интеллектуальные способности детей, речевую культуру;
— воспитывать у детей чувства патриотизма — любовь к родному городу.
Постановка проблемы: С детьми неоднократно проводились беседы о нашем городе, об улицах нашего района, в честь кого они названы, о достопримечательностях города. Немало прочитано и изучено художественной литературы, проведено игр по данному вопросу.
Была организована для детей поездка в Краеведческий музей, где экскурсовод подробно рассказала о нашем городе, о памятных местах. Представленные макеты памятников, знаменитых зданий и сооружений г.Ульяновска очень понравились детям. Дети захотели больше узнать об улице Розы Люксембург, на которой стоит наш детский сад. Им стало интересно, почему улица названа именно так? Кто даёт названия улицам и почему?
Копилка: В процессе работы над проектом дети совместно с родителями, бабушками, дедушками и педагогом собрали информацию об улицах своего района. Полученная информация в виде рисунков, картинок, открыток, календариков с изображением улиц, книг помещалась в специальную коробочку-копилку. Девочки проводили опрос в группе о том, что знают дети об улицах, на которых они живут, проводили познавательные игры, рисовали улицы- какими они хотели бы видеть их в будущем.
Систематизация объектов: По результатам информации сделали вывод и выделили три группы.
Названия улицам присваиваются:
1 В честь людей, сражавшихся во благо нашей Родины.
2. В честь людей искусства.
3. Улицы, названные в честь разных событий.
Затем дети в каждой группе выделили общие объекты символизирующие названия улиц. Была составлена таблица. В первой графе дети изобразили символы объектов, обозначающие людей сражавшихся во благо Родины (винтовка, флаг, «будёновка2, серп и молот, автомат, военная техника)
Во второй графе- символы объектов, обозначающие людей искусства (палитра, краски, кисточки, перо с чернильницей, тетрадь, книга, ноты, скрипичный ключ)
Создание модели: Улица, на которой расположен наш детский сад, названа в честь знаменитой революционерки. На основе таблицы дети создали модель- макет этой улицы, как в музее, потому что она тоже известна, сейчас она соединяется с «Президентским мостом»
Создание продукта: Чтобы напомнить горожанам о Розе Люксембург, детям пришла идея создать в заброшенном парке Юности аллею Розы Люксембург, скамейки, фонари, клумбы с цветами, рядом организовать детскую площадку. Для осуществления идеи был изготовлен макет аллеи и помещён рядом с макетом улицы Розы Люксембург.
Создание сопродукта: Написали письмо руководителям города Ульяновска и приложили к нему фото нашей аллеи, с просьбой включить наш проект в программу по благоустройству нашего города. Письмо от имени детей было написано и отправлено.
Презентация: Презентация проектной деятельности была представлена перед сверстниками и детьми старшей группы.
Постановка последующих задач: После проделанной работы, дети задумались: как можно сделать район, в котором они живут, самым красивым в городе Ульяновске?
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Спасибо за внимание!