Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы

Автор: Никеенко Елена Алексеевна
Тема: «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы»

Сегодня тема дошкольного образования – одна из тем, касающихся образования детей.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье создана сеть образовательных учреждений. Дошкольные образовательные учреждения обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

Сегодня одна из основных проблем дошкольного образования в том, что фактически каждый детсад готовит ребенка к школе по своей программе. Поэтому ФГОС нужен хотя бы для того, чтобы дети после садика были одинаково хорошо готовы к школе, независимо от качества домашнего воспитания в семье и других факторов.

Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков.

Теперь же принят единый документ, который обязывает распространить эту практику.

Стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа — готовиться к ребенку.

Перед современным дошкольным образованием сегодня стоят довольно непростые задачи. Все они в той или иной степени связаны с созданием механизмов устойчивого развития системы образования в целом, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства:

обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного дошкольного образования,
достижение нового современного качества дошкольного образования,
повышение социального статуса и профессионализма работников дошкольного образования, усиление их государственной и общественной поддержки,
развитие дошкольного образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательных отношений – воспитанников, педагогов, родителей, образовательных организаций.
В связи с введением в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» произошли важные изменения в системе дошкольного образования:

признание дошкольного образования первым (но не обязательным) уровнем системы общего образования;
утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с одновременной отменой федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации;
введение обязательной экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования;
отмена типового положения о дошкольном образовательном учреждении и введение Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования;
принятие профессионального стандарта педагога.
По своей сути ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:

к структуре основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО). ООП ДО формируется как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей» и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования – объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров. Программа должна обеспечивать развитие личности ребёнка в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие;
к условиям реализации программы (кадровым, материально-техническим, психолого-педагогическим, финансовым и развивающей предметно – пространственной среде)
к результатам освоения ООП ДО. Взамен интегративным качествам дошкольника, определённым в ФГТ как планируемый итоговый результат освоения ООП ДО, в ФГОС ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования. Они обозначены как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования».
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, непосредственность и непроизвольность, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Следовательно, освоение ООП ДО не должно сопровождаться проведением промежуточных и итоговой аттестаций воспитанников. Результаты развития детей предназначены только для того, чтобы педагог мог определить для каждого воспитанника индивидуальный образовательный маршрут и скорректировать свою образовательную деятельность. Именно эти условия являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.

Кроме того, целевые ориентиры выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования, и при соблюдении упомянутых выше условий, предполагают формирование у детей предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. Это утверждение особо важно уяснить сейчас и воспитателям, и родителям, и учителям начальных классов, так как одним из основных рисков введения ФГОС ДО считается «столкновение» стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от ДОО требуется «дрессура» детей, которая позволит им быть готовыми к школе. Определённые ожидания подобного рода есть и у педагогов начальных классов.

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что процесс его введения в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени.

Существуют определённые трудности (проблемы), связанные с введением ФГОС. У педагогов и руководителей системы образования наблюдается очень настороженная позиция. На протяжении последних пяти лет (с 2009 по 2013) в дошкольных организациях шло активное изучение и внедрение ФГТ. Многие рассматривали ФГТ как ступень в процессе стандартизации дошкольного образования, на основе которых будут разработаны ФГОС ДО. Однако в стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, требования к условиям её реализации, задали новые ориентиры на результат дошкольного образования. В этих условиях педагоги оказались несколько дезориентированы, растеряны, ведь раньше образовательный процесс был ориентирован на знания, а не на развитие качеств личности ребёнка, на смену учебной модели занятия пришла НОД, в основе которой лежат личностно-ориентированный и деятельностный подходы; у многих снизилась мотивация к изменениям, готовность к принятию инноваций, появилось недоверие к их качеству.

С введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Предстоит большая работа. Сейчас только начало пути. Нужно сделать так, чтобы ФГОС ДО стал реальным инструментом развития и повышения качества образования.
Тема.docx