Виды и формы педагогических инноваций в дополнительном образовании

Автор: Бенжина Наталья Валерьевна
Педагогические инновации – нововведение, новшество, передовой педагогический опыт, новаторство, направленное на совершенствование педагогического процесса.

По сути своей новизна всегда относительна. Новшество не обязательно является чем-то новым, но обязательно чем-то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.

Инновации педагога учреждения дополнительного образования могут быть представлены в виде :

— абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов)

— относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).

Виды педагогических инноваций:

-Идеологические инновации – это обновление сознания, веяниями времени; являются первоосновой всех остальных инноваций, так как без осознания необходимости и важности первоочередных обновлений невозможно приступить непосредственно к обновлению.

-Внутрипредметные инновации – это инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его проведения (освоение новых технологий, создание авторских методических разработок).

— Общеметодические инновации – это внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области (разработка творческих заданий для обучающихся, исследовательская и проектная деятельность и т. д.).

— Административные инновации – это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

Обновление содержания педагогического процесса в учреждении дополнительного образования детей возможно через использование современных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие ребенка с учетом его творческих способностей.

Педагогическая технология – специальный набор форм, методов, приемов и способов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Рассмотрим некоторые инновационные технологии, методы и формы:

1.Личностно ориентированные технологии — технологии дифференциации и индивидуализации. Дети являются не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне.

2.Интегрированные занятия — это занятия, в которых вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Особенности интегрированного занятия — четкость, компактность, сжатость, логическая взаимообусловленность учебного материала на каждом этапе занятия большая информативная емкость материала проходит в форме занимательной, увлекательной игры.

3.Проектные технологии – предполагают включение детей в социально и личностно-значимую деятельность (работа над творческими проектами).

4.Исследовательские и практические работы — заключается в получении учебной информации из первоисточников. Обучающиеся учатся работать с историческими документами, книгами, энциклопедиями, периодической печатью.

5.Информационно-коммуникативные технологии — компьютерные программы, интернет. Компьютер используется для иллюстрации материала: изображения изделий декоративно-прикладного творчества, презентации по темам программы, мастер классы с поэтапным выполнением изделий ДПИ. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях

6.Интерактивные подходы. Отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных, в том, что они направлены на изучение нового. Например: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры, использование общественных ресурсов (экскурсии, приглашение специалиста), изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, «ребенок в роли педагога», «каждый учит каждого»), обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем, разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм»).

7.Учение через обучение – метод обучения, при котором обучающиеся с помощью педагога готовятся и проводят занятия (презентации, мастер-классы).

8.Технология парного обучения – один из видов педагогических технологий, при котором один ребенок учит другого. Коммуникация двух обучающихся происходит в форме диалога.

9.Работа в малых группах — одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

10.Профильное обучение — способствует ориентации на сферу будущей профессиональной деятельности.

11.Интернет-технологии – компьютерные обучающие программы, интерактивный электронный журнал (учебник), электронное портфолио, дистанционное обучение.

Применение разных видов педагогических технологий позволяет развивать познавательные навыки детей, их творческое мышление, умение ориентироваться в информационном пространстве, а также видеть, формулировать и решать проблемы, учится пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. Педагог, использующий в своей практике инновационные технологии, обладает определенным уровнем профессионального мастерства в решении поставленных задач, способен творчески и нестандартно подходить к решению возникающих проблем и организации учебно-воспитательного процесса. Это указывает на высокий уровень личностного развития, способность к самоанализу и саморазвитию, умению оценивать качество собственной работы.

Формы продуктов инновационной деятельности педагога:

— составление сравнительно-сопоставительного анализа учебно-воспитательного процесса;

— учебные пособия;

— методические разработки;

— интернет выставки и экскурсии;

— модели;

— мультимедийные продукты;

— художественные и творческие работы;

— участие в конференциях;

— работа Web-сайтов педагогов.

Источником инновационных идей педагога может служить:

— неожиданное для самого педагога событие (успех, провал, как толчок к развитию деятельности);

— различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами, желаниями и практическими действиями педагога);

— потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);

— изменения в ценностях и установках детей (влечет за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения) и т. д.

Для осуществления инновационной деятельности педагог может работать единолично или педагоги могут объединяться в группы:

-методические объединения по определенной теме или направлению деятельности;

— проблемные (творческие) группы, в которых педагоги разных направлений объединяются для определенных задач по организации и осуществлению образовательного процесса.

Так как же может педагог себя позиционировать, как ему заявиться на реализацию инноваций? Проанализировав методическую литературу и рекомендации был составлен определенный алгоритм действий педагога.

Порядок организации и проведения инновационной деятельности педагога предполагает:

— выбор темы инновационной деятельности с учетом возрастных особенностей обучающихся и в соответствии с целью МОУ ДОД \»ДЮЦ\», (она же может стать и темой самообразования педагога);

— заполнение информационной карты инновационной деятельности (приложение);

-стартовая экспертная оценка инновации, заявленной педагогом

-разработка проекта (программы, плана) инновационной дея¬тельности: цель исследования, задачи, предмет, новизна, практическая значимость, актуальность, критерии оценки, формы контроля и диагностики, основные этапы работы, длитель¬ность, предполагаемый результат. Педагог, изъявивший желание работать по соб¬ственной авторской программе, предоставляет в МС документ о внешней экспертизе программы;

— осуществление инновационной деятельности (реализация инновационного проекта (программы);

— отчет о реализации инновации. Предусматриваются разнообразные формы ознакомления с ходом, способами и результатами инновационной деятельности:

\»Творческие отчеты\» позволяют оценить общую результативность инновационной деятельности, увидеть отличия, которые приносит с собою инновация в жизнь коллектива, учащихся, их родителей.

\»Открытые мероприятия\» позволяют непосредственно познакомиться с творческой деятельностью педагога.

\»Методические выставки\» позволяют знакомиться с новыми наработками педагогов коллектива, предлагают материалы, которые могут использовать педагоги, осваивающие какую-либо инновацию.

\»Тематические консультации\» позволяют другим заинтересованным педагогам образовательных учреждений получать дополнительную информацию по различным инновациям.

\»Проблемные семинары\» представляют особый интерес для тех, кто в процессе освоения инновации уже почувствовал потребность в более глубокой теоретической подготовке.

\»Свободное посещение занятий\» педагога, реализующего инновацию;

— внедрение инновации (распространение созданного инновационным путем опыта, новой практики).

Материалы по инновационной деятельности хранятся в методической службе: заявка, программы, продукты диагностик, результаты контроля, анализ, отчеты.

Поиск и освоение новых инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности учреждения – основной механизм оптимизации, развития системы дополнительного образования детей.

Пед инновации.docx