Технология творческих мастерских на уроках литературы

Автор: Спынакий Галина Терентьевна
Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Технологию педагогических мастерских называют диалоговой, полицентрической, рефлексивной – она связана с гуманистическим характером целей, взаимоотношений, деятельности участников мастерской.
Вот одно из первых определений, данных по-русски этому понятию: \»Мастерская педагогиче¬ская — это такая форма обучения детей и взрос¬лых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия\». Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.
Чем отличается мастерская от прочих видов учебной деятельности?
На обычном школьном уроке учитель, подобно первопроходцу, ведет за собой весь класс, дети же идут вслед за ним по уже проторенной дороге. Даже если педагог начинает с обсуждения проблемного вопроса, ответ на него заранее им же предопределен. Роль ведомых в этом случае неизбежно пассивна.
В мастерской педагог — наставник, по праву старшего и более сведущего дающий в руки младшего — ученика — карту и компас, с помощью которых прийти к открытию тот должен самостоятельно. Благодаря наставнику ученик добы¬вает знания, для достижения цели объединяя свои усилия с усилиями одноклассников. Поэтому здесь маловероятна кон¬куренция, а одним из важнейших условий работы является доверительная, дружелюбная атмосфера.
Открытие, совершенное самостоятельно, помогает, с одной стороны, поверить в собственные творческие возможности, с другой — ощутить потребность в сотворчестве, поскольку «мастерская» всегда предполагает диалог между ее участни¬ками. (Формы взаимодействия учитель продумывает при пла¬нировании заданий.)
Особенность этого совместного творческого труда — не прямая передача знаний, а коллективный поиск новой ин¬формации, осознаваемый школьником как необходимость, а наставник лишь помогает ему выйти из хаоса разрозненных представлений к гармонии приобретаемого знания.
Хорошо продуманная система заданий, вспомогатель¬ной опорной (противоречивой) информации и минимальное словесное вмешательство ведущего (монолог сведен к ми¬нимуму) обусловливают максимальную самостоятельность в продвижении всех участников педагогической мастерской к результату.
Отметим главные достоинства работы педагогических мас¬терских.
• Ученик способен достаточно быстро освоить новую для него тему, потому что самостоятельно добывает знания или обнаруживает в себе сокрытые творческие ресурсы.
• Ведущий занятие создает рабочую обстановку, чтобы участ-ники мастерской сами в условиях коллективного труда смогли найти свой путь решения поставленной задачи.
Результат работы оправдывает время и силы, потраченные на подготовку мастерских. Приемы, используемые при их проведении, не противоречат методике традиционного урока, а дополняют то лучшее, что было и сохраняется в нашей отечественной педагогике. Такие занятия не следует рассматривать как альтернативу традиционному уроку.

Технология творческих мастерских на уроках литературы.docx