технология «Социальные пробы»

Автор: Субботина Татьяна Валентиновна
Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.
Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности ребенка и педагога по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
Признаки:
• технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
• технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
• функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность педагога и ребенка на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
• поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым педагогом и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов воспитанниками;
• органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Свойства:
• концептуальность: основой для разработки выступает определенная научная идея;
• целостность: все элементы, обеспечивающие качество образовательной технологии, связаны между собой;
• управляемость: существуют возможности для исследования, анализа и совершенствования учебно-воспитательного процесса;
• воспроизводимость: современные образовательные технологии могут быть воспроизведены большим количеством преподавателей;
• эффективность: обеспечивается решение задач согласно стандартам образования при снижении финансовых, материальных и временных затрат.

Классификация:
• В зависимости от того, на каком уровне происходит их использование, образовательные технологии могут быть: общепедагогическими, предметными (частно-методическими) и локальными (модульными).
• По базовой концепции: теоцентрические, натурцентрические, социоцентрические, антропоцентрические и т.д.
• В зависимости от основного метода и используемых средств: репродуктивные, тренинговые, диалогические, развивающие, творческие, игровые, компьютерные, а также программного, проблемного, коммуникативного и удаленного обучения.
• По формам организации: лекции с практическими занятиями, персональные, групповые, дифференцированные.
• В зависимости от модели взаимодействия педагога: авторитарные, ориентированные на личность ученика, личностно-деятельностные, направленные на сотрудничество.

социальные пробы.pdf