Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада

Автор: Береговенко Эльмира Рафиковна
Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада
Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания» — писала Н.А. Ветлугина.
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов воспитания и обучения.
Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства новых информационных технологий.
Восприятие музыки: демонстрация портретов композиторов, иллюстрации к музыкальному произведению, подборка слайдов или видео. С помощью ИКТ дети виртуально попадают в концертный зал, изучают творчество композиторов, познакомится с разными музыкальными жанрами. Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера, продемонстрировав не только иллюстрации, но и видео – ролики.
Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал, разнообразят впечатления детей.
Эвритмия
В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия.
Эвритмия — искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве. Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии — развитие культуры движения детей дошкольного возраста.
Занятия по эвритмии для дошкольников проходят в форме увлекательной сказочной истории, которая рассказывается педагогом и создаётся действиями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи и музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся чувствовать движение других. Игра — ведущая деятельность дошкольника, именно этот вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.
Главная особенность эвритмических упражнений – это акцентирование внимания на обучение музыкально-ритмическим движениям, на анализе внутренних процессов: мыслительных, эмоциональных.
Эвритмия включает в себя:
— ритмические игры;
— упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики;
(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы);
— пространственная ориентация;
— социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива);
— импровизационно-двигательные композиции с музыкальным сопровождением;
— игропластика — специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
— игротанцы — танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движений.
Разученные музыкально-ритмические этюды, композиции широко используются в непосредственно образовательной деятельности по музыке, физической культуре, а также во всех режимных моментах дошкольной образовательной организации.
Практический опыт, приобретенный в работе с дошкольниками, позволяет заключить, что эвритмия обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественного воспитания молодого поколения.
Технологии музыкально-ритмического воспитания (программа по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной нацелена на гармоничное развитие личности, единство духовного и физического);
Цели и задачи:
• Воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям.
• Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-игровых движений.
• Развитие музыкального слуха музыкальных сенсорных способностей;
• Чувство ритма – способности выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии;
• Слухового внимания – умение начинать и заканчивать движения в соответствии с началом и концом музыки;
• Способности менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания.
• Развитие двигательной сферы – формирование основных двигательных навыков и умений, развитие пружинящих, маховых движений выразительных жестов, элементов плясовых движений;
• Развитие выразительности движений, умение передавать в мимике и пантомимике образы знакомых животных и персонажей;
• Воспитание общительности, умение входить в контакт со взрослыми или ребенком;
• Развитие элементарных умений пространственных ориентировок: умение становиться друг за другом, двигаться «стайкой» за ведущим, по кругу, вперед, назад.
• Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.
В данной технологии использую репертуар, представляющий собой песенки, тексты которые сопровождаются соответствующими движениями. Опора на слово имеет особое значение и для развития речи детей, и для конкретизации самого движения, наполнения его смыслом. В целом такие композиции оказывают комплексное воздействие на ребенка, вызывая яркую эмоциональную реакцию и активизируя движение, желание подпевать, танцевать вместе с взрослыми или сверстниками.
Основной метод музыкально-ритмического воспитания детей – «вовлекающий показ» двигательных упражнений. Учитывая особенности детей к подражанию, я максимально выразительно и четко исполняю ритмические композиции, так как от этого напрямую зависит и качество движений детей. Эта технология дает мне возможность воспитывать малышей активными, энергичными ловкими, эмоциональными и счастливыми.
Технологии элементарного музицирования с дошкольниками (использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»)
Содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.
Элементарное музицирование дает возможность:
• развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать;
• воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
• проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию;
• воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
• тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать.
Технологии музыкотерапии – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. (концепция В. Петрушина)
Все эти технологии неотъемлемо связаны с музыкальным воспитанием, а значит, могут быть применены для освоения современной музыки дошкольниками.
Здоровьесберегающие технологии
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ — музыкальная деятельность, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка. Система музыкально — оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
• Речь с движением;
• Пальчиковая гимнастика и игровой массаж;
• Психогимнастика;
• Дыхательная гимнастика;
• Артикуляционная гимнастика;
• Оздоровительные и фонопедические упражнения;
• Валеологические песенки — распевки;
• Ритмопластика и логоритмика
• Сказкотерапия и музыкотерапия.
Пальчиковые игры
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку:
• игры развивают речь ребенка;
• двигательные качества;
• совершенствуют внимание и память;
• повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму;
• соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием;
• формируют образно-ассоциативное мышление.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении пению и письму на начальном этапе.
Валеологические песенки — распевки
Валеологические песни — распевки дети быстро усваивают, быстро запоминают и больше проявляют интереса к короткой песенке.
Доступные для восприятия они играют большую роль для предупреждения заболевания верхних дыхательных путей, укрепляют хрупкие голосовые связки детей и подготавливают их к пению.
Ритмопластика (по А. И. Бурениной)
Основная направленность — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Музыкально — ритмические движения развивают музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Способствует:
• Усовершенствовать коммуникативные способности;
• Развивают выносливость, силу;
• Формируют правильную осанку;
• Повышается прыгучесть и подвижность суставов;
• Улучшается координация движений;
• Развиваются музыкально-ритмические способности, чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умение согласовывать движение с музыкой;
• Кратковременные музыкально — ритмические движения под музыку, вызывают возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов;
• Раскрепощает ребенка в психологическом плане;
• Помогает обогатить эмоциональную сферу детей-дошкольников;
И напоследок, в ритмопластику, как здоровьесберегающую технологию, включают специальные занятия на расслабления. Это необходимо для обеспечения отдыха детскому организму в краткий срок.
Игровая технология
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:
• способом обучения;
• деятельностью для реализации творчества;
• методом терапии;
• первым шагом социализации ребенка в обществе.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
• для освоения темы или содержания изучаемого материала;
• в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Использование игровых технологий способствуют развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса. Основной акцент делается на личности ребенка и его специфических особенностях.
В зависимости от способностей ребенка, музыкальный руководитель подбирает обучающие игры, которые помогут максимально раскрыть и развить талант малыша. Здесь нет места авторитаризму, навязыванию мнения и обезличенному подходу к воспитаннику. На музыкальных занятиях, как правило, царит атмосфера любви, взаимоуважения и сотрудничества
Технология «Хор рук»
«Хор рук», инновационная музыкально-педагогическая технология нашего современника Татьяны Боровик (русский музыковед, педагог, исследователь).
Использование данной технологии направлено на развитие:
• координационной свободы движения;
• чувства ритма;
• внимания;
• ансамблевой слаженности;
• способности к двигательной импровизации.
Развитие умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.
Мнемотехника
Мнемотехника – это система правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данный метод в работе эффективен при разучивании музыкально — ритмических движений на музыкальных занятиях.
Цель мнемотехники – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с развитием музыкально – ритмических движений.

современные технологии .docx