Проективная методика — коллаж

Автор: Абубакирова Алия Радиковна
Коллаж — это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов (например, газетных вырезок, кусочков ткани, бумаги, фотографий и т.д.), которые накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе.
Коллаж (французское collage, буквально — наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Как формальный эксперимент коллаж был введён кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.).2
Коллаж – это когда на лист бумаги или картона наклеиваются картинки, вырезанные из журнала в свободном порядке. Картинки, картон, ножницы и клей – из этого можно сделать любой тематический коллаж.
Для создания коллажа подойдут газетные или журнальные вырезки, куски обоев, фотографии, обёртки, ткань, гофрированная бумага, природный материал, мех, использованные билеты, чеки, старые письма, ноты, карты, сургуч; а также кружева, бусины, старинные фото, можно добавить и бисер, пуговицы, стразы, для объёма монеты, гвозди, мелкие детали различных механизмов, верёвки; салфетки, цветная бумага, гофрированная бумага, картон.
Материал должен соответствовать цели коллажа. Они могут быть эстетическими (для красоты), а есть тематические для личностной проработки.
Самое интересное в коллаже то, что в процессе не всегда понятно, какой будет цельная картина. Психологи и психотерапевты утверждают, что коллаж – отличный способ терапии.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.
Можно сказать, что во время сеансов арт-терапии человек получает важное послание от собственного подсознания. Методика коллажа относится к самым древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний.
Данная методика не имеет противопоказаний и ограничений и применяется почти всеми направлениями психотерапии. Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество.
Эффективность применения методов арт-терапии основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, для этого подходит техника коллажа, так как работа с уже готовыми элементами не требует специальных навыков, что значительно облегчает создание желаемого образа.
Многие слышали про «Карту желаний», «Коллаж мечты» и «moodboards». Некоторые ошибочно полагают что данные практики сами по себе несут некоторое волшебство. Мол, достаточно приклеить на лист ватмана фотографию себя в какой-то приятной обстановке, и больше почти ничего не нужно делать: Дорогое Мироздание обо всем позаботится само, и «закон притяжения» без наших усилий создаст такую обстановку вокруг нас.
Такой подход к осуществлению мечты, разумеется, не может принести необходимые результаты. Мечты не работают, пока ты сам не приложишь к ним усилий, чтобы их осуществить. Но еще очень важно учитывать работу нашего мозга. Это он какую-то работу определяет привлекательной, а какую -то нет. Поэтому техника коллаж очень эффективно помогает запустить нужные механизмы и сделать процесс реализации целей привлекательней для нашего мозга.
В то же время коллажи — это отличная практика в работе психолога.
Коллаж по своей сути больше напоминает метод проектов. Когда мы компонуем изображения из журналов или газет, на самом деле мы отражаем структуру личности: мечты, страхи, внутренние опасения и т.д.
Любой коллаж можно сравнить с созданием автопортрета. И если научиться понимать язык коллажа — понять, как интерпретировать изображения, то можно получить хороший инструмент самопознания.
Каждый созданный нами и глубоко проанализированный коллаж — это индивидуальная стратегическая сессия, дающая ответ на важные вопросы.
Коллажирование используется психологами сразу в нескольких вариантах. Психологи и коучи часто просят своих клиентов создать коллажи, но для того, чтобы они эффективно работали, необходимо не только подобрать материалы, но и правильно сформулировать вопросы.
Технология создания коллажа достаточно проста и понятна: берется белый лист бумаги, на который в случайном порядке наклеиваются картинки.
Сложности часто вызывает дальнейшая работа с коллажем: не все понимают, как с ним быть дальше, но при этом с точки зрения практической психологии процесс анализа коллажа бывает намного важнее, чем его создание.
Иногда в самом коллаже уже заложены решения проблем, а человеку необходимо лишь разобраться с его подсказками. Есть необходимость принять сложное решение, коллаж зачатую бывает более эффективен, чем просто список «за» и «против».
В работе психологов используются 7 основных типов коллажей3, каждый из которых направлен на решение конкретной задачи:
1) Mood board. Этот вариант наиболее простой. Для создания такого коллажа необходимо взять журнал или газету, выбрать из него все понравившиеся картинки, которые вызвали тот или иной эмоциональный отклик, а затем наклеить на белый лист «как рука легла».
При анализе рекомендуется обращать внимание на расположение символов на коллаже, а также на ассоциации, которые они вызывают.
2) «Коллаж баланса» Технология его создания несколько похожа на так называемое колесо жизни: вы обозначаете на листе ключевые области жизни: деньги, здоровье, любовь и т.д. после этого в каждую секцию наклеиваете определённые картинки.
3) Фокусированный (тематический) коллаж. Его особенность в том, что коллаж создаётся для поиска ответа на конкретные вопросы. Если человек не может найти ответ на возникающий у него вопрос, коллаж выступит мудрым советчиком.
В процессе выполнения коллажа к человеку приходит ответ. Процесс его интерпретации бывает непрост, иногда он основан на интуиции.
Когда человек смотрит на такой коллаж, он часто получает подсказки от своего подсознания. Такие подсказки часто бывают чисто интуитивными.
4) Мотивационный коллаж. Подходит, когда у вас есть предположение, как решить тот или иной вопрос, но при этом не хватает сил довести задуманное до конца.
5) Коллаж-самопрезентация, коллаж-высказывание. Этот инструмент похож на предыдущий, но только мы делаем его не столько для самих себя, сколько для того, чтобы что-то яснее показать другим.
Например, при работе с супружеской парой психолог может попросить каждого в паре сделать свой коллаж на тему «наши отношения», а потом их сравнить. Или при работе группы вся группа делает один коллаж совместными усилиями, а потом его анализируют все члены группы и каждый лучше понимает своё место в общем пространстве и общем процессе.
Такие коллажи — это выражение мнения, и они обращены к тому, кто будет их смотреть. Анализ их тоже во многом спонтанен и интуитивен.
Если вы анализируете не свой коллаж, всегда очень внимательно слушайте, как автор коллажа его объясняет. У вас будет три ряда данных. Первый — как коллаж выглядит. Второй — как человек о нем говорит. И третий — это несоответствия того, как что-то выглядит, и как это что-то объясняется.
Например, вы видите маленькую фигурку женщины в нижнем левом углу листа, женщина эта в сгорбленной позе или в окружении опасных объектов, а автор коллажа говорит, что это его любимая мама или любимая жена, с которой у него прекрасные отношения и у которой вообще всё хорошо. Как говорится, «несостыковочка» выходит. И это нужно заметить и проанализировать.
6) «Коллаж намерения». В предыдущих пяти пунктах мы обсудили те виды коллажа, которые чаще всего встречаются в психологической и арт-терапевтической работе и в коучинге.
«Коллаже намерения». Здесь-и-сейчас — хорошая практика, когда речь идёт об осознанности, когда мы имеем в виду переживание настоящего. Но когда мы думаем, или планируем, или принимаем решения, или распределяем ресурсы, или обсуждаем что-то с коллегами — то к реальным изменениям приводит ориентация на желаемое будущее, а не на проблемы настоящего или прошлого.
И с желаемым будущим лучше всего работает именно практика «Коллаж намерения», а не «Коллаж мечты» и не moodboard. Ведь мечта — это достаточно статичный образ. Это — путеводная звезда, которая светит и указывает направление — и всё. А намерение — это наша активность, это движение в выбранном направлении, наше собственное усилие.
Мечта «просто есть», а намерение приходится постоянно воплощать.
Ну а теперь — о том, как делается эта практика — конкретно и по шагам.
Всего в практике «Коллаж намерения» есть три шага, и для работы вам потребуются три больших (не менее А3) листа бумаги.
Подготовка: решите, какие области жизни наиболее важны для обдумывания именно сейчас (у кого-то это будет работа, у кого-то здоровье или отношения, и так далее). Определите пять-семь таких ключевых областей для вас.
Первый шаг. Используйте первый лист. Создайте на нём коллаж, отражающий настоящее (с учётом семи ключевых областей). Воплотите наиболее правдоподобный образ того, что есть сейчас в этих областях.
Второй шаг и второй лист — это образ мечты. Создайте на этом листе коллаж, максимально убедительно отражающий те состояния, те ситуации, которые вы хотите создать в своей жизни.
Третий шаги третий лист. Расположите прошлое относительно будущего (тут могут быть разные варианты — главное, как-то «логично» и «красиво» положить рядом «лист настоящего» и «мечту»). Затем возьмите третий лист и создайте на нем «образ пути». Отразите в этом третьем коллаже те действия, те усилия и то намерение, которое приведет вас от нынешнего состояния к мечте.
Затем скрепите и соедините вместе все три листа.
Повесьте на вертикальную поверхность (на стену) и внимательно рассмотрите с расстояния около полутора-двух метров. Запишите свои чувства и мысли.
Анализ
1) Особенное внимание необходимо уделить тому, как расположены на графике символы прошлого и будущего.
2) Третий лист (про путь) в данном случае является ключевым, без его анализа коллаж не будем иметь смысл.
3) Как обычно, ищите подсказки в виде цветовых соответствий. Картинки, в которых есть сходные цвета, обязательно имеют внутреннюю связь друг с другом. Поймите, в чем суть этой связи.
4) Если есть слова и фразы в коллаже, отнеситесь к ним очень внимательно. Проведите с ними сессию свободных ассоциаций, ассоциации запишите и проанализируйте также тщательно, как образы коллажа.
При анализе попробуйте использовать вот эти вопросы:
Что ярче — область настоящего, область мечты, область пути?
Какие образы доминируют в каждой из трёх областей? Как я к ним отношусь? Какое они имеют для меня значение? Как данные образы связаны между собой?
Какое движение я вижу в коллаже? Откуда оно исходит, к чему приходит? Какие элементы коллажа олицетворяют движение и изменения к лучшему, а какие, напротив, символизируют пассивность? Что это значит с точки зрения моих жизненных планов?
Каковы мои сильные стороны, которые могут мне помочь в каждой из выбранных областей?
Слабые стороны и ограничения в каждой из выбранных областей?
Основной вопрос при выборе жизненного пути: «действительно ли он ведет от состояния «сейчас» к мечте. Если это не так, какие действия необходимо предпринять, чтобы начать двигаться в нужном направлении? Запишите эти действия.
7) Бизнес-коллажи. Качественные исследования. Проективная методика, которая применяется в качественных исследованиях – это методика коллажей. Суть методики — выявление скрытых ценностей для потребителя посредством визуальных образов. Методики коллажей чаще всего используется в фокус-группах. В группе озвучивается общее задание, и респонденты работают самостоятельно или в маленьких подгруппах.

Как применяют метод коллажей в исследованиях?
1) Собирается фокус-группа, которой объявляют о творческом задании – необходимо сделать коллаж на тему. Обычно темой для коллажа является идеальный продукт.
Респонденты не знают заранее о творческом задании. Исследование может состоять из нескольких частей с разными методиками, коллаж может быть одной из них.
Например, у нас есть запрос — исследование для компании, занимающейся организацией мероприятий. И для компании важно понять, какое мероприятие будет идеальным для заказчика. Тогда мы ставим задачу перед заказчиками: сделать коллаж на тему «Идеальное мероприятие». Необходимо упомянуть для группы, что коллаж должен отражать их убеждения, отношение, чувства, эмоции при мысли об этом мероприятии.
В распоряжении каждого участника фокус-группы могут быть журналы различных тематик, художественные материалы, маркеры, ножницы и белый ватман. Процесс творчества не ограничивается ничем кроме заданной тематики.
2) После завершения творческого задания начинается обсуждение работ. Каждый представляет перед группой свой коллаж и отвечает на вопросы. Вопросы задаются об образах и ценностях, которые эти образы отражают.
Расскажите, что вы изобразили?
Ощущение чего возникает при виде этого коллажа в целом?
Расскажите о идеальном мероприятии, основываясь на вашем коллаже?
Что именно ассоциируется тут с лучшим мероприятием?
Какие эмоции вызывает у вас эта картинка, а эта картинка?
Где вы находитесь, ощущая то, что изображено? и т.д.,
А также могут быть использованы более узко направленные вопросы.
На одну презентацию коллажа с вопросами тратится 3-5 минут.
В итоге мы получаем описание конкретных образов с описанием проявления конкретных ценностей в продукте или услуге. Все мысли обязательно фиксируем на отдельном листе или флипчарте.
Проективные методики похожи на детские игры, цель которых -простейшим языком определить самое главное. Коллажи помогают перевести в образы ощущения, чувства и эмоции и выстроить логическую связь. По наблюдениям специалистов, проективные методики хорошо работают также и с мужчинами, так как через образы им легче описать свои эмоции.
Методика коллажей позволяет тратить меньше времени на индивидуальные беседы и создавать новые образы, а не выбирать из существующих. Главное для исследователя – задать правильные вопросы и корректно обработать полученную информацию.

Основная литература:
1. Копытин А.И. — «Арт-терапия. Хрестоматия» СПб, Питер, 2001. – 320 с.
2. Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка перевод с англ. –СПб Деметра,. 2003 –176 с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. – 248 с.
4. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с.

Дополнительная литература
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
2. Cameron J. The Artist\’s Way: A Spiritual Path to Higher Creativity М.: Гаятри, 2005
3. Роберт Элиас Haджемu — Современные Притчи
4. Хломов Д.Н. — «Гештальт 2012. Арт-терапия в гештальте».
5. Ермакова Ирина — «Вокруг цвета».

Проективная методика.docx