Автор: Шульга Анна Ивановна
Основная цель воспитания школьника – это социализация, т.е. включение его в общество, в человеческую культуру. По мнению ученых, процесс социализации имеет такие стадии:
— адаптация (ощущение себя частью народа, страны, края, семьи);
— индивидуализация (осознание себя личностью, открытие путей самопознания, саморазвития);
— интеграция (желание «вписаться» в контекст современного общества, развивать навыки общения).
Логика развития адаптационного периода 5-классников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта \»здесь и сейчас\».
Первый этап адаптационного периода пятиклассников был посвящен знакомству учеников друг с другом. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное — в каждом.
Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то целесообразно предложить дискуссию — поиск. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.
Самообразование «Особенности воспитательной работы с учащимися 5 класса в адаптационный период».doc