Автор: Лобачёва Юлия Олеговна
Состояние современного образования напоминает песчаную бурю в пустыне. Построенные неимоверно тяжелыми усилиями педагогов здания учебного процесса, казалось бы, прочно стоящие на фундаменте их труда, превращаются в хрупкие конструкции, готовые рассыпаться в любую секунду. Глаза застилает песчаная пелена, и пока природа не успокоится, бесполезно двигаться дальше. Сидим, ждем. Ждем, чем закончится буря реформ, чтобы понять, как же работать дальше.
Понятно, что реформы всегда принимаются обществом неохотно, и это нормально: трудно менять привычный уклад, но учительство – это один из немногочисленных, на мой взгляд, слоев общества, который по существу своему реформатор, постоянно находящийся в творческом поиске. Поэтому обвинять оппозиционеров реформ, упрекая их в консерватизме, было бы несправедливо. Настоящий учитель всегда в первую очередь обеспокоен тем, как нововведения скажутся на результатах обучения и воспитания его детей. Это для него главное.
Безусловно, что предлагаемый нам проект новых образовательных стандартов шокировал многих. Еще бы! Четыре основных предмета, приоритеты за физкультурой и ОБЖ, выборность остальных предметов! Напрашивается сомнительный вывод: какого же выпускника нам заказывает государство? Здоровяка, способного выжить в любых условиях? Прекрасно, что он будет здоров, прекрасно и то, что он сможет сориентироваться в экстремальной ситуации. Только вот вопрос: а сможет ли? Хватит ли у него моральных сил помочь ближнему, а не пойти по головам, спасая собственную жизнь?
Пока как-то туманно говорится о месте тех предметов, которые формируют нравственный фундамент человека и гражданина. Ведь ни один педагог не поспорит с той истиной, что главная задача школы и семьи – воспитать высоконравственную, духовно здоровую личность. А это прерогатива русского и родного языков, истории и литературы, основ религиозных и национальных культур. Ясно же, что кем бы ни был человек, какую бы профессию ни выбрал, он в первую очередь должен осознавать себя частью своего народа, своего государства, уметь гордиться своей историей и культурой. И было бы преступлением в наше нестабильное время, когда в молодежной среде существует угроза различного рода нетерпимости, позволять еще не окрепшему духовно ребенку не изучать историю или литературу, мотивируя это тем, что будущему программисту или спортсмену они не нужны. Не могут они быть не нужны! А теперь получается, что даже если и будет учащийся выбирать что-то из блоков «Филология» или «Гуманитарные науки», то отношение к этому предмету уже сформировано как ко второстепенному. Я считаю такой подход к модернизации и реформированию образования шагом непродуманным и легкомысленным.
Понятно, что многое нами понято неверно, о чем-то мы можем судить сгоряча, но несомненно одно: необходимо еще долго и тщательно работать над проектом образовательных стандартов, прежде чем они вступят в силу. Конечно, этот вопрос еще окончательно не решен, и радует, что он открыт для обсуждения. По крайней мере, есть надежда, что при принятии решения будут учтены разумные предложения учителей, так как именно от нас зависит, каков будет результат этого экстремального эксперимента. Ведь никто, кроме учителя, не знает, как необходимо работать с ребенком, чтобы достичь максимально положительного эффекта.
«Что находится в кувшине, то и льется из него», — сказал когда-то Шота Руставели. Пришло время пополнять кувшины, и от нас сейчас зависит, что выльется из него: живительная влага или отравляющая жидкость.
Документ Microsoft Word.docx