Автор: инна сергеевна каньшина
Доклад «Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы»
Подготовила: Каньшина Инна Сергеевна
учитель начальных классов МБОУ Никольская СОШ Советского района Алтайского края
В современных условиях бурного развития школы, каждый учитель должен работать творчески, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Урок – это основная форма обучения, он выполняет конкретную функцию. Огромное значение имеет правильный выбор форм работы. Нельзя забывать о нестандартных формах организации учебно-познавательной деятельности учащихся.Нужно заинтересовать детей, сделать урок любимым, увлекательным. Нужно сделать так, чтобы труд на уроке принёс ребёнку удовлетворение, радость, вызывал желание вновь познавать новое.
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, способствуют поддержанию интереса, лучшему усвоению материала. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физкультминутка.В настоящее всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмом и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Принципиальным отличием ФГОС является не предметный, а личностный результат.
Моя задача как педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Мне как учителю необходимо доступно всё рассказать и показать, и научить детей мыслить, привить им навыки практических действий. Вот этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Основная цель школьного образования – подготовка разносторонней личности гражданина, ориентированной в системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе, нацеленной на самообразование и самосовершенствование. Этому способствует использование активных форм обучения учебной деятельности и методов на уроках в начальной школе.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ– это внутренняя структура, строение, связь. Когда мы говорим о формах обучения, то имеем в виду то или иное строение учебных занятий, организацию учебной деятельности учителя и учащихся.
В современных условиях в начальной школе формы обучения могут подразделяться по многим основаниям:
• по способу обучения (очная, заочная, самообразование),
• по участию или неучастию педагога в процессе учения,
• по механизму разбиения содержания обучения (комплексная система обучения),
• по основанию непосредственного или опосредованного общения обучающихся с педагогом и/или учебными материалами (традиционный вариант, дистанционное обучение),
• по месту проведения учебных занятий,
• по целевой направленности занятий,
• по видам учебных занятий;
по коммуникативному взаимодействию:
• фронтальная форма организации учебной деятельности,
• индивидуальная форма организации учебной деятельности,
• групповая форма организации учебной деятельности,
• коллективная форма организации учебной деятельности.
Методы обучения делят по доминирующим средствам на:
1. словесные,
2. наглядные,
3. практические;
по разнообразию способов:
1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,
2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности,
3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-
познавательной деятельности;
группирование по способам учёбы (за основу берётся характер учебно-познавательной деятельности):
1. объяснительно-иллюстративный,
2. репродуктивный,
3. проблемного изложения,
4. частично-поисковый,
5. исследовательский.
Указанные способы разбиваются на две группы:
1. репродуктивную (1 и 2 способы),
2. продуктивную (4 и 5).
Проблемное изложение захватывает промежуточное положение, так как оно в одинаковой степени предполагает как овладение предоставленными сведениями, так и элементами творческой деятельности.
Методы, относящиеся к репродуктивной группе, обогащают учащихся знаниями, умениями и навыками, формируют у них основные мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать.
Эта цель достигается продуктивными методами. Метод является основным требованием в высшей школе – то есть, развитие качеств творческой личности. При регулярной реализации творческой деятельности, у человека развиваются качества быстроты ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не бояться её новизны, своеобразия и плодотворности мышления, изобретательности, интуиции и т.п. Обстоятельством функционирования плодотворных методов является присутствие проблемы. Проблемная ситуация – это психическое состояние интеллектуальных трудностей, которое вызвано двумя факторами: первый фактор – острым желанием разрешить какой-либо вопрос, второй фактор – неосуществимостью сделать это при помощи наличного резерва сведений, либо благодаря известным методам действия, и формирующее необходимость в усвоении новых сведений или поиске новых методов действий.