Автор: Юлия Геннадьевна Короткова
ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному процессу: необходимы новые подходы к созданию образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту и самосовершенствованию.
Современный педагог – это:
– гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
– умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;
– обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов.
Современный педагог – это:
– гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
– умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;
– обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают следующие профессиональные компетенции: – методическая компетентность;
– исследовательская компетентность;
– управленческая компетентность;
– коммуникативная компетентность;
– образовательная компетентность.
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью.Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.
(Педагогический словарь)
Самообразование педагога — необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.Цель самообразования – совершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога. Задачи самообразования
формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых форм, методов и приемов обучения в учебный процесс;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;
повышение научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания основных предметов.
Основные принципы самообразования: непрерывность;
целенаправленность;
единство общей и профессиональной культуры;
взаимосвязь и преемственность;
доступность;
опережающий характер;
перманентность перехода от низкой ступени к высшей;
вариативность.
Значение самообразования для профессиональной компетенции педагога заключается в: – повышении качества преподавания предмета;
– готовности к педагогическому творчеству;
– профессиональном и карьерном росте;
– создании имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;
– соответствии педагога требованиям общества и государства.
Формы самообразования педагога- индивидуальная (1. Научно-исследовательская работа по определенной проблеме.
2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы.
3. Участие в педагогических советах, научно-методических объединениях).
Групповая, коллективная (реализуется в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом).
Инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.
Формы самообразования педагога:
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по интересующим педагога вопросам.
Получение второго высшего образования или второй специальности позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.
Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; наблюдение за деятельностью участников сообщества.
На основе самопознания, развития профессионально-педагогической культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня самосовершенствования.