Формирование личностной успешности студентов через личностно – ориентированное, практико – ориентированное обучение

Автор: Кубиева Бела Исаевна
Личностно — ориентированное образование — это образование, которое ориентировано на обучающегося, как основную ценность образовательного процесса.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие преподавателя и обучающихся, в основе которого лежит личностно — ориентированное образование. Оно востребует имеющийся опыт студента и создает условия для формирования и проявления его личностных качеств, способствует развитию мышления, становлению творческой, активной, инициативной личности, удовлетворяет познавательные и духовные потребности обучающихся, стимулирует развитие ее интеллекта, социальных и коммуникативных способностей, навыков самообразования и саморазвития.
Личностно — ориентированное образование, по самой своей сути предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентации на личность студента, его интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств.
Личность можно рассматривать через призму философского восприятия, психологического, социального и т.п. Но в данном случае, видимо, нас в большей мере должна заинтересовать структура личности, как ее рассматривают дидакты, чтобы определиться, на какие же качества личности нам следует ориентироваться при разработке той или иной личностно ориентированной системы обучения.
Чтобы образование можно было считать личностно ориентированным и, по нашему убеждению, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:
— уровень обученности в данной области знания и степень общего развития, культуры, т.е. ранее приобретенный опыт;
— особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.);
— особенности характера, темперамента.
Следовательно, обучение должно быть по сути индивидуальным. Таким образом, личностно — ориентированное образование предусматривает индивидуальный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития обучающихся, их подготовки, способностей и возможностей, а основными формами и методами такого обучения являются: научение, тренинг, тестовый контроль, коррекция.
Учитывая эти требования, можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе:
• технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К. );
• педагогика сотрудничества  («проникающая технология»);
• адаптивная система обучения;
• гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.;
• технология полного усвоения знаний;
• игровые технологии;
• технологии развивающего обучения;
• проблемное обучение;
• технологии разноуровневого обучения;
• технология исследовательского обучения;
• технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
• коллективный способ обучения;
• технологии модульного обучения.
Практическое использование личностно-ориентированного подхода
индивидуальная работа;
· групповая работа;
·фронтальная ;
· дифференцированная работа, творческие задания по выбору;
· самостоятельная работа;
· обучение сотрудничеству;
· метод проектов;
· разно уровневое обучение;
· создание ситуации успеха.
Российская экономика давно перешла на рыночные рельсы, а профессиональное образование, осуществляющее подготовку кадров для рыночной экономики, всё еще не стало рыночным. Оно остаётся государственным по форме, фундаментальным и академичным по содержанию.
Среди причин, вызвавших кризис традиционной парадигмы образования (ЗУН), называют и то, что в современных условиях устаревание информации происходит гораздо быстрее, чем завершается естественный цикл обучения в средней, профессиональной и высшей школе, вследствие чего традиционная установка на передачу от учителя к ученикам необходимого запаса знаний становится совершенно утопической. В этих условиях важно научить обучающихся умениям приобретать знания. К тому же на рынке труда востребованы не сами по себе знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные и социальные функции.
Организационно-педагогические условия создания практико-ориентированной образовательной среды

Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия начального профессионального образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности, обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя. В психологии, философии, педагогике рассматривается проблема создания и использования образовательных возможностей среды в формировании личности, выделяются различные типы среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гуманитарная, педагогическая, окружающая, техногенная, жизненная и другие.
Однако в педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих рабочих в образовательной среде профессионального училища, не существует соответствующей модели, реализация которой обеспечит возможность повышения качества подготовки рабочих кадров в разных отраслях производства. Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Учебные заведения России активно начали внедрять принципы практико-ориентированного обучения. Оно предполагает насыщение учебного процесса элементами профессиональной деятельности, чтобы студенты при освоении образовательной программы могли решать практические задачи и формировать компетенции, востребованные на рынке труда.
Практико-ориентированное обучение предполагает использование в учебном процессе таких методов обучения, которые способствуют развитию студента в профессиональном плане, обеспечивают его инструментами для будущей успешной работы, а также наличие в уч. заведении особых форм профессиональной занятости студентов, чтобы они могли осваивать образовательную  программу не только в аудитории, но в реальном деле, решая практические задачи по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов этой  деятельности.
Практико-ориентированный подход к формированию готовности к профессиональной деятельности является одним из приоритетных. Этот подход предполагает максимальное сближение учебной и профессиональной деятельности, что позволяет студентам в дальнейшем эффективно решать значимые профессиональные задачи. В качестве новых эффективных образовательных форм и методов, обеспечивающих реализацию практико-ориентированного подхода предлагаются следующие: внедрение активных и интерактивных методов обучения (лекция с запланированными ошибками, деловая игра, составление портфолио, метод проектов и др.) и участие студентов в занятиях под руководством преподавателей приближенных к будущей профессиональной деятельности. 
Мы убеждены в том, что для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно — компетентностный подход. Мы исходим из того, что в отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций.
Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.
Создание практико-ориентированной  образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию  профессиональных компетенций  личности студента.
 1 этап – Смысловой  
Адаптация к образовательному пространству. У студентов формируются культурные запросы и потребности, понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
2 этап – Ценностный  
Начало специализации, укрепление и углубление профессиональных интересов студентов. Самостоятельность в определении задач профессионального и личностного развития.
Задания лабораторно-практических работ должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения учебного материала, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность. Выполнение лабораторно-практических работ целесообразно организовать с использованием ИКТ.
3 этап — Практический    
Непосредственное знакомство с професиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной практики, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма и активность позиции.
В период освоения учебных дисциплин/междисциплинарных курсов/ студенты разрабатывают проекты в малых группах по 5-6 человек, где в основу работы положен диалог. Диалог является средством выявления проблемы и путей ее решения. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации.
Результатом учебной практики является разработанный под руководством специалистов  программный продукт для решения небольших по объему  задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документированием и презентацией.
4 этап – Заключительный
Готовность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
К заключительному этапу обучения относится:
— производственная практика по виду профессиональной деятельности, сдача экзамена (квалификационного) по профессиональному модулю;
— преддипломная практика и защита дипломного проекта (работы).
Задачи:  формирование практического опыта профессиональной деятельности на базе конкретного производства, освоение профессиональных и общих компетенций по виду профессиональной деятельности; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к сдаче экзамена (квалификационного) по освоению вида профессиональной деятельности, написание курсовой работы (проекта). Во время преддипломной практики студенты выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям рабочего (служащего), могут приниматься на работу на вакантные должности.
Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Приоритетными целями повышения качества профессионального образования, обозначенными в Концепции модернизации Российского образования, являются: формирование у выпускников готовности к профессиональному самоопределению, подготовка компетентного квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, готового к постоянному профессиональному росту.
Реализация поставленных перед средним профессиональным образованием целей предполагает выполнение социального заказа на подготовку высококвалифицированного специалиста, обладающего не только готовым набором профессионально-технических навыков, но и деятельностно-организационной способностью «расти» в профессии, умением анализировать свой профессиональный уровень, обнаруживать и осваивать новые знания и профессиональные сферы в соответствии с меняющимися требованиями рыночной ситуации. Формирование таких способностей возможно через развитие его личностных качеств, способностей, черт характера, учета особенностей психофизиологического развития, интеллекта, объема знаний, навыков и умений, необходимых в будущей самостоятельной деятельности.
Важной задачей, стоящей перед профессиональной образовательной организацией в новых условиях, является создание необходимых организационно-педагогических условий успешности профессиональной подготовки специалистов с учетом личностно — ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Организационно-педагогические условия включают в себя личностно — ориентированную образовательную парадигму, что предполагает определение индивидуальной траектории образования, личностного саморазвития и профессионального самоопределения каждого студента, её целей и путей реализации.
Реализация индивидуальной профессионально-личностной траектории основывается на следующих принципах: развития учебно-профессиональной мотивации; направленности на саморазвитие и самосовершенствование; ориентации на самостоятельный выбор студентом в рамках профессии определенной области для более глубокого изучения; связи с реальным производством; использования современных педагогических технологий; активизации учебно-исследовательской и проектной работы студентов.
Неоценима роль учебно-исследовательской и проектной деятельности в реализации индивидуальной профессионально-личностной траектории студентов, в формировании общих компетенций и личностных качеств, необходимых для успешного профессионального саморазвития; в предоставлении студенту возможностей для предъявления собственной успешности.
конференция.docx