ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ И КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: Зобинцева Екатерина Владмировна
Сегодня слово «каллиграфия» уже стало вполне узнаваемым и понятным. Звучит красиво и современно.
Каллиграфия — тонкое и сложное искусство. Чтобы написать ровно и красиво, необходимо овладеть этим искусством. Если не получится с первого раза, придется начать заново. Каллиграфия не терпит исправлений. Буквы должны быть ровными, четкими, с красивым наклоном и правильным соединением.
Сейчас мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются с первого класса и сопровождают учащихся на протяжении всей жизни.
Многие ассоциируют слово «каллиграфия» с начальной школой, где дети впервые осваивают навык правильного и красивого письма. Сегодня современная школа не всегда прививает ученикам этот навык. Стиль правильного письма, конечно, будет освоен ребенком, но для этой дисциплины сейчас отводится не слишком много времени, как было ранее. Часто дети очень быстро переходят к письму в широкую линейку, к сожалению, не сумев полностью овладеть формами и правилами красивого почерка.
Каллиграфия – это искусство красивого письма, умение писать правильным и устойчивым почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона элементов, букв и соединений букв. Каллиграфическое письмо оказывает положительное влияние на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление, повышается кратковременная и образная память. Происходит быстрое восприятие информации человеком, человек становится наблюдательным.
Письмо – это средство выражения мыслей человека посредством специально созданных условных знаков. Письмо требует сосредоточенности, напряженной работы мозгового аппарата и волевой сферы, активизации интеллектуальных процессов. Человеку важно четко видеть предмет сообщения, содержание, отбирать слова, соединять их в предложении, связывать одно предложение с другим, соотносить каждое из слов и предложений с правилами правописания и пунктуации, а также каллиграфически писать каждую букву, слова, предложения, текст
Умение перерабатывать информацию и передавать ее в соответствии с поставленными задачами, является непременным показателем умения использовать родной русский язык как средство качественной коммуникации в обществе.
Актуальность темы.
Небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности. Систематическое использование методов и приемов обучения каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности, изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Каллиграфическое письмо – трудный, но важный процесс, необходимый для формирования у учащихся первого класса навыка быстрого, красивого и главное – разборчивого письма, чему в урочной деятельности не всегда получается выделить время. В процессе анализа опыта практической деятельности выявились противоречия между сформированным уровнем у учащихся первого класса навыка быстрого, красивого, а главное – разборчивого письма и нужным уровнем, который в дальнейшем повлияет на развитие других существенных навыков.
В связи с этим исследования проблемы формирования навыков графического и каллиграфического письма у школьников, факторов их формирования, своевременной коррекции и профилактики были и остаются актуальными, поскольку они оказывают существенное влияние на учебную деятельность, поведение, развитие личности, состояние здоровья.
Результат:
Повышая уровень сформированности графических и каллиграфических навыков учащихся первого класса во внеурочной работе, я использовала разработанный методический материал «Страницы красивых букв» (Приложение 1) и раздаточный материал в виде карточек с письменными буквами из различных материалов (Приложение 2), изготовленный мной для парной работы на внеурочных занятиях. Оба продукта связаны между собой общей целью – развитие графических и каллиграфических навыков учащихся первого класса.
Разработанные мной материалы использовались на внеурочных занятиях по следующему плану:
1. Обведи пальцем букву из материала на карточке;
2. Выполни задание на левой странице разворота;
3. Обведи буквы и допиши строчки.
Методический материал «Страницы красивых букв» и «Буквы из различных материалов» создан с целью помощи в повышении уровня сформированности графических и каллиграфических навыков учащихся первого года обучения во время изучения и закрепления материала.

Зобинцева Е.В. аннотация.docx