Автор: Нуртдинова Юлия Рамилевна
Хорошая речь – одно из главных условий полноценного и всестороннего развития ребенка. Чем качественнее и богаче диалог ребенка, тем легче ему излагать свои мысли, чем осмысленнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем быстрее идет его психологическое формирование. Что касается младших школьников с интеллектуальными нарушениями, то для них эта проблема становится особенной, поскольку формирование антонимического словаря у таких детей происходит наиболее медленно. Этим детям очень сложно выражаться связно самим, во многих случаях вплоть до старших классов [22].
Актуальность: Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне в начальных классах. Однако именно в начальной школе обучение живому слову, нередко недооценивается учителями, недочеты речи застаревают, и исправить их впоследствии уже оказывается очень трудно.
В связи с этим, можно утверждать, что данное исследование является актуальным.
Нарушения формирования лексики у младших школьников с интеллектуальной недостаточность проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря (В.К. Воробьева, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) [9, 23].
Одной из выраженных особенностей речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточность является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного словаря. Также младшие школьники понимают значение многих слов, однако их употребление в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Одной из основных задач обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточность является развитие речи учащихся. Критерием сформированности речи детей является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы. Контрастные образы, противопоставление противоположных героев типичны для текстов, включенных в содержание [1].
В настоящее время создаются специальные программы развития речи детей. Например, программа речевого развития младших школьников, разработанная Мали Л.Д., Арямовой О.С., Песковой Н.С., Климовой С.А. В рамках данной программы предусматривается ознакомление учащихся с антонимами уже в классе. Дети узнают о существовании в русском языке слов с противоположными значениями и учатся использовать их в речи.
Объект исследования: процесс формирования антонимического словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования: дидактическая игра, как средство формирования антонимического словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Гипотеза: формирование антонимического словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью будет результативным, если в работе использовать дидактические игры.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать результативность формирования антонимического словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью посредством применения дидактических игр.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по формированию антонимического словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
2. Изучить уровень сформированности антонимического словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
3. Подобрать и применить дидактические игры для формирования антонимического словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
4. Проанализировать и выявить результативность применения дидактических игр.
Методы исследования: теоретические (анализ, сравнение, обобщение); эмпирические (наблюдение, беседа, изучение продуктов педагогической деятельности); методы математической статистики.
Методологической основой нашего исследования явились работы таких авторов, как А.Г. Арушановой [1], А. В. Мудрик [20], Р.Е Левина [16], С.С. Ляпидевской [18] и др. о воспитании и развитии младших школьников с интеллектуальными нарушениями; А. И. Дмитриева [8], и Г.И. Данилкина [7], Т.Б. Филичева [23], А.В. Ястребова [25] о формировании словаря у учащихся специальных школ ; С. Д. Забрамная [10], Э. А. Каверова [11], В. Н. Кругликов [13], М. Монтессори [19] о применении дидактических игр при формировании словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Практическая значимость заключается в возможности использования в результате исследования в практической деятельности педагогов начального образования и начального образования компенсирующего вида.
Формирование антонимического словаря у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.docx