Автор: Рожкова Лилия Александровна
Аннотация: в статье рассмотрена актуальность внедрения интерактивного метода обучения «Дискуссия» в образовательный процесс как одного из эффективных технологий группового взаимодействия студентов с целью решения проблемных вопросов на уроках информатики. Приведены примеры использования этого метода на разных этапах урока информатики.
Ключевые слова: интерактивный метод, студенты, групповое взаимодействие, проблемные вопросы, интерактивный метод «дискуссия».
Abstract: The article considers the relevance of introducing the interactive teaching method \»Discussion\» into the educational process as one of the effective technologies of group interaction of students in order to solve problematic issues in computer science lessons. Examples of using this method at different stages of a computer science lesson are given.
Keyword: interactive method, students, group interaction, problematic issues, interactive method «discussion».
Постановка проблемы: Современное информационное общество ставит перед учебными образовательными заведениями задачу подготовки всесторонне развитых выпускников. Для этого необходимы прежде всего возможности вовлечь каждого студента в активный познавательный процесс. Реализация данной цели требует современных средств обучения, разнообразных методических и педагогических систем и решений. Процесс обучения-не автоматическое вложение учебного материала в голову студента. Он нуждается в напряженной умственной работе студента и его собственном активном участии в этом процессе. Объяснение и демонстрация, сами по себе, никогда не дадут настоящих, устойчивых знаний. Этого можно достичь только с помощью активного (интерактивного) обучения. [1]. Только интенсивный умственный труд студента, его активное участие в процессе обучения создадут условия для приобретения выпускником колледжа жизненных компетентностей, которые позволят ему успешно самореализоваться в обществе. Поэтому внедрение интерактивного обучения в образовательный процесс является актуальным.
Цель: раскрыть сущность и особенности использования интерактивной технологии «Дискуссия» на уроках информатики, предложить фрагменты разработки уроков с использованием интерактивного метода «Дискуссия», рассмотреть целесообразность использования интерактивного метода «Дискуссия».
Изложение основного материала.
Информатика совсем не похожа на другие общеобразовательные предметы ни по содержательной части, ни по целям обучения. Задачи, решаемые при изучении информатики, относятся и к другим общеобразовательным предметам, из-за чего изучение информатики всегда имеет межпредметный характер. Персональный компьютер используют как объект изучения: формируются базовые знания и умение работы с ПК; в то же время компьютер является средством обучения и инструментом для решения задач. Содержание курса информатики позволяет преподавателю не только информировать и опрашивать студентов, но и организовывать их деятельность в атмосфере свободного обмена мнениями и взглядами.
Термин interactive learning (англ.) обозначает обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения (ведущим, учителем, преподавателем, руководителем) [2].
Применение интерактивных технологий и средств обучения превращают обычный урок в диалог учитель-ученик, ученик-ученик, где все становятся равноправными участниками образовательного процесса, учитель становится консультантом, помощником в приобретении знаний, диалоговое общение приобретает черты взаимодействия, способствующие совместному решению задач. Положительно влияет на развитие самостоятельности, активности, формирование коммуникативных навыков, развитие познавательной и мыслительной деятельности обуючащихся [3].
В своей педагогической практике я использую интерактивные методы, которые требуют решения проблемных ситуаций, среди них: «Мозговой штурм»; «Обучая — учусь»; «Два, четыре — вместе»; «Дискуссии».
Хочу поделиться опытом своей работы использования интерактивной технологии «Дискуссия» на разных этапах урока.
Метод – Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование).
Дискуссия предусматривает обсуждение какого — либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относиться к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность [4].
Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие. Употребление других средств недопустимо и ведет к прекращению дискуссии. Употребляемые в полемике средства не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждая из полемизирующих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы.
Противоположная сторона в дискуссии именуется обычно \»оппонентом\». У каждого из участников дискуссии должны иметься определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Однако итог дискуссии — не сумма имеющихся представлений, а нечто общее для разных представлений. Но это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как более объективное суждение, поддерживаемое всеми участниками обсуждения или их большинством.
Примеры применения мною интерактивного метода «Дискуссия» на разных этапах урока.
I. Мотивация учебной деятельности. В начале урока важно создать у студентов определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на занятии. Необходимо обучающихся заинтересовать, пробудить в них интерес к изучению данной темы, убедить в практической, теоретической или социальной значимости учебного материала. Для этого иногда применяется вводная презентация по теме, создается проблемная ситуация, ситуация успеха.
Пример: Тема \» Базы данных. Системы управления базами данных \»
(1 курс) — группа делится на 2 подгруппы и должна обсудить и дать ответы на следующий вопрос:
1. По вашему мнению, отличаются ли понятия «база данных» и «система управления базами данных»? На ватмане записываются все идеи. Затем они помещаются на доску и осуществляется выбор правильных идей и поиск общих мнений. После чего объявляется тема, цель и задачи, ожидаемые результаты урока.
II. Проверка, оценка и коррекция усвоенных ранее знаний, навыков и умений. На данном этапе урока работу обучащихся можно организовать с помощью выполнения разнообразных упражнений; устного решения задач и примеров.
Пример: Тема \»Создание презентаций\» (2 курс).
Обучающимся на проекторе показаны примеры созданных слайдов. перед студентами стоит задача: определить среди двух слайдов правильно оформленный слайд согласно стандарту. Аргументировать свой ответ.
III. Изучение нового материала. На данном этапе урока организуется работа следующим образом:
1.Выкладываем новый материал с помощью рассказа, объяснения, беседы с использованием ИКТ.
2. Организуем самостоятельную работу обучающихся с использованием интерактивных технологий и ИКТ.
Пример: Тема \»Современные сервисы интернета\» (1 курс).
Обучающимся необходимо выделить «+», «-» современных сервисов интернет и обсудить их, доказать свою точку зрения и прийти к общему выводу.
IV. Итог урока. Заканчивая урок, обязательно делается анализ, проводится его обобщение, обращается внимание на типичные ошибки, объявляются оценки с детальной аргументацией. Подводя итоги, важно понять, как уровень усвоения знаний обучающихся, так и их впечатления.
Пример: Тема \»Периферийные устройства\» (1 курс)
Вопрос к студентам: Какое из устройств быстрее напечатает 100 листов текста – маленький или большой?
Обучаемые должны прийти к выводу, что решение зависит не от размеров устройств, а от функционального предназначения
Вывод: Использование интерактивных технологий позволяет дифференцировать процесс обучения студентов с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему преподавателю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Информационные технологии должны стать не дополнительным средством в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающими его эффективность и максимально способствующими всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной сфер студентов.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения.
Аннотация_Рожкова Л.А..docx