Самообразование как условие профессионального роста педагогов

Автор: Шерстобитова Надежда Валерьевна
Для профессиональной деятельности педагога сегодня не достаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.
Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время и условия. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствования.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Основными направлениями саморазвития личности есть самовоспитание ( воспитание воли, качеств характера, определенной модели поведения) и самообразование ( познание нового, осмысление информации, ее интеграция с имеющимися знаниями, интеллектуального обогащения).
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. формируют образ педагога как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.
• Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?
Источники самообразования.
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
В процессе самообразования воспитатель может использовать различные источники информации: изучение литературы, просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров, вебинаров и конференции, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом.
Самообразование как условие профессионального роста педагогов.docx

«Роль тренера-преподавателя в воспитании спортсмена»

Автор: Крутенко Юлия Александровна
Хорошо организованные тренировочные занятия и соревнования воспитывают у спортсменов не только силу, ловкость, быстроту и выносливость, но и чувство товарищества, дисциплинированности, волю, способность преодолевать трудности. Плох тот тренер, который не видит ничего, кроме секунд, метров, рекордов, который не находит пути к сердцу своего ученика.
Роль тренера в воспитании спортсмена.docx

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №1»

Автор: Юлия Геннадьевна Короткова
Технология организации самообразования
1 этап -предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий.
2 этап-педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап- адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап-педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, занимается его распространением; созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал; апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Этап предусматривает практические выходы:
отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения;
проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий;
мастер-классы для коллег.
5 этап-
педагог проводит анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования;
оформляет результаты, рекомендации для коллег,
проводит мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Формулировка традиционной темы самообразования условно содержит три части:
1 часть – содержит проблему,
2 часть – связующее звено,
3 часть – это то, что будет решать проблема.

ВЫСТУПЛЕНИЕ Юлии.pptx

ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №1»

Автор: Юлия Геннадьевна Короткова
ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования. Внедрение и реализация данного документа подразумевают иные подходы к образовательному процессу: необходимы новые подходы к созданию образовательного пространства, изменение методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы педагог владел современными компетенциями. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в стремлении к росту и самосовершенствованию.
Современный педагог – это:

– гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
– умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;
– обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов.
Современный педагог – это:

– гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
– умеющий организовать образовательный процесс через разные виды учебной деятельности;
– обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, постоянно совершенствующий свои знания и умения, занимающийся самообразованием, обладающий многогранностью интересов.
В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают следующие профессиональные компетенции: – методическая компетентность;
– исследовательская компетентность;
– управленческая компетентность;
– коммуникативная компетентность;
– образовательная компетентность.
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека; это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью.Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.
(Педагогический словарь)
Самообразование педагога — необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные.Цель самообразования – совершенствование образовательного процесса за счет повышения уровня теоретического и практического мастерства педагога. Задачи самообразования

формирование способности к творческому саморазвитию, к творческой деятельности; повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение инновационных педагогических технологий, новых форм, методов и приемов обучения в учебный процесс;
совершенствование своих знаний в области педагогической психологии;
повышение научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания основных предметов.
Основные принципы самообразования: непрерывность;
целенаправленность;
единство общей и профессиональной культуры;
взаимосвязь и преемственность;
доступность;
опережающий характер;
перманентность перехода от низкой ступени к высшей;
вариативность.
Значение самообразования для профессиональной компетенции педагога заключается в: – повышении качества преподавания предмета;
– готовности к педагогическому творчеству;
– профессиональном и карьерном росте;
– создании имиджа современного учителя-новатора, учителя-мастера, учителя-наставника;
– соответствии педагога требованиям общества и государства.
Формы самообразования педагога- индивидуальная (1. Научно-исследовательская работа по определенной проблеме.
2. Посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы.
3. Участие в педагогических советах, научно-методических объединениях).
Групповая, коллективная (реализуется в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим педагогом).

Инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня.
Формы самообразования педагога:
Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации дает возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы предоставляют возможность пройти их в удобное для педагогов время; есть также возможность выбора темы по интересующим педагога вопросам.
Получение второго высшего образования или второй специальности позволяет выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор.
Сетевые педагогические сообщества открывают перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; наблюдение за деятельностью участников сообщества.
На основе самопознания, развития профессионально-педагогической культуры, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самосовершенствовании, желании учиться всю жизнь, быть успешным, что является свидетельством достижения оптимального уровня самосовершенствования.

ВЫСТУПЛЕНИЕ Коротковой Ю.Г..pptx

пособы и методы самообразования и самовоспитания педагога

Автор: Вакина Олеся Константиновна
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности воспитателя рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические перегрузки, управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даются от рождения, а являются результатом длительной работы над собой.

Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самообразование – основа роста педагога как специалиста. Если процесс образования осуществляется добровольно, сознательно, планируется, управляется и контролируется самим человеком, необходим для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.

Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Педагог, по словам А. Дистервега, лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием. Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями и не внедряет их в практику, мало сказать, что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самообразования, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех направлениях: а) адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности; б) постоянное повышение профессиональной компетентности; в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности.

Составляющие процесса самообразования педагога:

— изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы;

— посещать занятия коллег и участвовать в обмене опытом;

— периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;

— повышать уровень своей эрудиции.

Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту педагога:

— систематический просмотр определенных телепередач;

— чтение конкретных педагогических периодических изданий;

— чтение методической и педагогической литературы;

— посещение семинаров, конференций, занятий коллег;

— дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

— систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

— проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

— посещение выставок и экскурсии;

— общение с коллегами;

— ведение здорового образа жизни, занятие спортом, физическими упражнениями.

Болезни – большое препятствие для профессионального роста.

На основании выше перечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый воспитатель составляет личный план для профессионального роста.

Самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии.

выс.docx

«Наше школьное методическое объединение в условиях реализации ФГОС»

Автор: Беспалова Лариса Анатольевна
Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения профессиональной квалификации. Показатели успехов школы свидетельствуют о довольно высоком уровне профессиональной компетенции педагогического коллектива, его творческом росте, который обеспечивается организацией работы педагогов по овладению достижениями психолого-педагогической науки, постоянным стимулированием их самообразования.
лучшее мо.docx