Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении

Автор: Шматько Елена Александровна
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) сопряжено с изменениями в системе использования и оценивания знаний. Следовательно, динамично меняются способы обучения, методики и технологии.

Информатизация образования обеспечивает достижение двух стратегических целей. Первая из них заключается в повышении эффективности всех видов образовательной деятельности на основе использования ИКТ. Вторая — в повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим требованиям информационного общества.

Широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:

• максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;

• широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;

• раскрытия творческого потенциала обучающихся;

• освоения современных информационных технологий.

2. Учебно-методический аспект. ИКТ являются действенным инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяющим им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. При этом электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д.

3. Организационный аспект. ИКТ может помочь в организации форм обучения:

• при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе индивидуального плана;

• при фронтальной либо подгрупповой формах работы.

4. Контрольно-оценочный аспект. ИКТ обеспечивает быструю обратную связь, взаимодействие преподавателя и обучаемого. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления наблюдения, мониторинга, различных видов контроля и оценки знаний.

ИКТ в образовании: где и как?

С помощью методов и средств информатизации учитель должен научиться получать ответы на вопросы о том, какие имеются информационные ресурсы, где они находятся, как можно получить к ним доступ и как их можно использовать в целях повышения эффективности своей профессиональной деятельности. Попытаемся ответить на эти вопросы.

Итак, Вопрос первый: что? Какие могут быть информационные ресурсы. Их огромное многообразие:

электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний; виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры; энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия; дистанционные учебные курсы, электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы; электронная почта, электронные телеконференции; поисковые системы, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

По форме взаимодействия с обучаемым средства ИКТ могут быть асинхронного режима связи – «offline», синхронного режима связи – «online».

Возникает следующий вопрос: где это все брать? Помимо того, что сейчас есть возможность приобретения данных ресурсов на различных носителях (CD, DVD), в сети интернет существует огромное количество образовательных сайтов, сайтов, где учителя могут найти либо готовые к применению ресурсы, либо создать их самостоятельно. Я предлагаю вашему вниманию всего лишь несколько сайтов, которыми можно воспользоваться при подготовке и проведении уроков.
Использование ИКТ.doc

Республиканский центр дистанционного образования

Автор: Уметбаева Гузалия Мажитовна
Процессы обновления в сфере образования в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и других обучающих средств. Современный учитель широко использует информационно-коммуникативные технологии в преподавании в образовательных учреждениях. Во всем мире компьютер используется в сфере образовании не только как предмет изучения, но и как средство обучения.
И особое внимание заслуживает применение компьютерных технологий на уроках английского языка. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Использование компьютерного обучения по предмету английский язык несет в себе огромный мотивационный потенциал, т.к. красочность, увлекательность компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет на них, свои умения: азарт соревнования заставляет его добиваться лучших результатов. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. Кроме того, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

икт.docx

ИКТ- компетенции педагогических работников в условиях реализации ФГОС

Автор: Калентьев Евгений Анатольевич
Сегодня информационно-коммуникационные технологии занимают все более прочные позиции во всех сферах жизни общества. Представить дошкольное образование вне этих процессов уже просто невозможно. Ускоренному развитию в нашей стране процессов информатизации в дошкольных учреждениях во многом способствовало принятие на государственном уровне целого ряда документов:
Доклад ИКТ.docx

«Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения качества работы учителя»

Автор: Жарикова Анастасия Вадимовна
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки.
Подготовила.docx

«ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»

Автор: Березин Вадим Глебович
В данной статье рассматривается законодательная база формирования профессиональной компетентности начинающих педагогов, а также основные этапы и пути формирования профессиональной компетентности начинающего педагога в контексте развития совокупности основных компетентностей.
Статья.docx

Использование программы Plickers для оперативной обработки ответов воспитанников на занятиях объединений дополнительного образования

Автор: Еремеенкова Татьяна Андреевна
Программы Plickers позволяет оперативно обработать ответы воспитанников на занятиях объединений дополнительного образования

Пликерс Еремеенкова Т,А..pptx

икт в робототехнике

Автор: Абдикенова Анжела Асылбековна
Современному человеку нельзя представить свою жизнь без знаний. Многие стремятся больше знать, совершенствоваться.
Образование сегодня – это не только система знаний для передачи новому поколению, но и главное средство создания успешного будущего для всего человечества. Именно важность данной роли требует от образования обязательного соответствия целям перспективного будущего, т.е. оно должно обеспечивать изучение не только опыта и достижений предыдущих поколений, но и технологий, которые будут востребованы в будущем.
Без сомнений, в будущем нас ожидает высокотехнологичный мир с огромным количеством различных гаджетов и роботизированных помощников, поэтому так важно формировать у подрастающего поколения интерес к таким предметам как математика, физика, информатика, а также ориентировать детей с самого юного возраста на выбор профессии инженерной направленности.

эссе.doc

ГКОУ РД РЦДОДИ

Автор: Шамил Магомедович Магомедов
Цель проекта – в игровой и развлекательной форме популяризовать и развить интерес у студентов младших курсов высших учебных заведений и учащихся выпускных классов школ к изучению и занятию основными науками из цикла естественнонаучных дисциплин (математика, физика, химия)
Процесс обучения намного более эффективен, если материал подается не только в классической форме, но и в игровой. Игра – один из лучших способов усвоения материала. К тому же это интересное времяпрепровождение. Любовь к играм прививается человеку с детства. Если игра коллективная, то помимо прочего в ней всегда присутствует элемент соревнования. Каждый из нас в той или иной степени азартен, каждый стремится побеждать и быть лучшим. Если игры основаны на знаниях, то эффект вовлечения в таких занятиях возрастает многократно. Особенно если игры проводятся в популярных для молодежи форматах.
Игра КВН уже много десятилетий держит пальму первенства у молодых людей по популярности и степени вовлеченности. Эта игра всегда актуальна, нова, интересна, собирает много зрителей. Она развивает творческие, артистические, авторские, редакторские и многие другие таланты подрастающего поколения. Поэтому отличным вариантом популяризации фундаментальных естественнонаучных дисциплин может стать как раз проведение игр КВН по базовым наукам.
фгос 1.odt

ИКТ компетентность профессиональной деятельности современного педагогав

Автор: Романенко Татьяна Романовна

Доклад на тему :

ИКТ — компетентность в профессиональной деятельности современного педагога
Докладчик : Романенко Т.Р

Понятие «ИКТ-компетентность учителя»
В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению и разведению понятий \»компетенция\», \»компетентность\». \»Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия \»компетенция\» и \»компетентность\»:
Компетенция — включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности\».
С позиций системного повышения квалификации профессионализм учителя рассматривают как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.
Формированию ИКТ-компетентности учителей уделяется в последнее время пристальное внимание. Под компетенцией (подразумевая ИКТ-компетенции) А.А. Елизаров понимает совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта, является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций.
О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
В.Ф. Бурмакина и И.Н.Фалина под ИКТ-компетенцией подразумевают уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. В этом определении на наш взгляд подменяются понятия \»компетенция\» и \»компетентность\», в том понимании, которое мы определи выше.
Профессором Е.К. Хеннером информационная компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков, формируемых в процессе обучения и самообучения информатике и информационным технологиям (ИТ), а также способность к выполнению педагогической деятельности с помощью ИТ. В соответствии с этим, информационная компетентность складывается из трех компонентов: знать, уметь пользоваться, уметь применять в учебной деятельности.
По-мнению ученых (Панина Т.С., Дочкин С.А., Клецов Ю.В.) информационно-коммуникационная компетентность в профессиональной деятельности современного преподавателя это:
— способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
— его, уже состоявшееся, личностное качество, характеристика, отражающая реально достигнутый уровень подготовки в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности;

доклад ikt-kompetentnost.docx