Занимательный русский язык

Автор: Петухова Ирина Валериановна

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

 

                  Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.

 

Изучение курса направлено на решение следующих задач:

·         развитие лингвистических компетенций учащихся;

·         формирование любви и уважения к русскому языку;

·         развитие познавательных способностей младших школьников;

·         развитие творческих способностей младших школьников;

·         расширение кругозора учащихся.

 

                  Программа реализуется в течение четырёх лет обучения в начальной школе

(с 1 по 4 класс). Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

        Приоритетными на этапе начального образования являются: 

·         познавательная деятельность

·         информационно-коммуникативная деятельность

·         рефлексивная деятельность.

  

 

Общая характеристика курса

                          Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

                          Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

              Каждое занятие имеет следующую структуру:

1)      Работа над темой занятия.

2)      «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).

3)      Продолжение работы над темой.

4)      «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).

5)      Рефлексия (подведение итогов занятия).

        Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

 

Описание места курса

Программа рассчитана на 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю).

 

 

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

            Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

  На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.

            Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.

Формирование познавательных интересов – не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств.  Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.

Принцип активности хорошо известен педагогам.  Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

            В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

            Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.

            На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи.  Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения.  Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

            Личностные результаты

Ø  Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Ø  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Ø  интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Ø  интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

Ø  интерес к изучению языка;

Ø  осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Ø  самостоятельно формулировать тему и цели урока;

Ø  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Ø  работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Ø  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Ø  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Ø  пользоваться словарями, справочниками;

Ø  осуществлять анализ и синтез;

Ø  устанавливать причинно-следственные связи;

Ø  строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

Ø  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Ø  высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Ø  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

Ø  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Ø  задавать вопросы.

Предметные результаты

Ø  умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;

Ø  умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;

Ø  умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;

Ø  умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

Ø  умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

 

Содержание курса

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

 

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

 

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

 

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

 

2 класс

Дата занятия по плану

Дата занятия фактически

урока

урока

по теме

Тема

примечание

 

 

 

1

Что мы знаем о звуках и буквах (1 ч)

 

 

 

 

2

Что такое лексика?

 

 

 

 

3

Однозначные и многозначные слова

 

 

 

 

4

Игротека

 

 

 

 

5

Слова-братья

 

 

 

 

6

Слова- наоборот

 

 

 

 

7

Пословица недаром молвится

 

 

 

 

8

Игротека

 

 

 

 

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

 

 

 

 

10

Играем со словарными словами

 

 

 

 

11

Анаграммы

 

 

 

 

12

Игротека

 

 

 

 

13

Секреты некоторых букв

 

 

 

 

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

 

 

 

 

15

Еще раз о синонимах и антонимах

 

 

 

 

16

Игротека

 

 

 

 

17

Слова, обозначающие предметы

 

 

 

 

18

Слова, обозначающие действие предметов

 

 

 

 

19

Слова, обозначающие признаки предметов

 

 

 

 

20

Игротека

 

 

 

 

21

Текст, тема, главная мысль

 

 

 

 

22

Заголовок- всему голова

 

 

 

 

23

Работаем с фразеологизмами

 

 

 

 

24

Игротека

 

 

 

 

25

И снова пословицы

 

 

 

 

26

Ещё раз о фразеологизмах

 

 

 

 

27

Русские народные загадки

 

 

 

 

28

Игротека

 

 

 

 

29

И вновь словарные слова

 

 

 

 

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

 

 

 

 

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

 

 

 

 

32

Игротека

 

 

 

 

33

Повторяем…

 

 

 

 

34

Повторяем, повторяем…

 

 

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   2 – го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.                                                                           

Состав слова.                                                                                                                         Признаки родственных слов.                                                                                                  Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                             

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.                                                                                    Пересказать текст.