ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ  ПОСРЕДСТВОМ ФОЛЬКЛОРА  К. Д. Ушинский писал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы. Для плодотворного общения с детьми, важно установить с ними добрые и доверительные взаимоотношения, эмоциональный контакт. В этом мне помогает детский фольклор: сказки и малые фольклорные жанры. Способы подачи информации для детей использую самые разнообразные. Это беседы, занятия, участие в народных праздниках, играх, хороводах, прослушивание мордовских сказок. Чтобы пополнить свои знания об истоках, формах мордовского фольклора, я подобрала и прочитали литературу по данной теме. Создала картотеку потешек, сказок, закличек, хороводных игр. Знакомя детей с различными потешками, учитывая их сходство с действием одного персонажа, образного восприятия героев, подвожу детей к восприятию простых сказок, их пересказу и последующей драматизации. Для того, чтобы привлечь детей к исполнению потешек,  я выбрала самые простые и веселые потешки. Эмоционально рассказываю сама, привлекаю детей, для обыгрывания их, если дети затрудняются в самостоятельном чтении песенки, то делаю это вместе  с детьми . Постепенно дети начинают принимать участие в обыгрывании потешек. Широко используя потешки в режимных моментах: в процессе умывания, одевания, приема пищи. Использование наглядного материала помогает сделать восприятие литературного произведения более полным, вызывает эмоциональный отклик у детей. В работе использую различные виды театров, книжки – раскладки, с изображением постепенно разворачивающихся событий, плоскостные изображения героев на фланелеграфе . Фольклорная тема находит отражение в продуктивной деятельности: в рисовании, в лепке, в аппликации. Также для запоминания и воспроизведения сказки в своей работе использовала мнемотаблицы, которые составили по содержанию сказки. Обучая детей отгадыванию загадок, опирались на знания детей о предметном мире. Использовала игры-имитации на материале загадок, потешек, прибауток. На занятиях включали  народные игры. Исполняя с детьми песни, устраиваем импровизированные хороводы. Стремление к игре, к актерству присуще детям. Игра доставляет им радость. Поэтому элементы игры в той или иной мере можно вносить почти в любую песню. Тогда пение может сопровождаться разыгрыванием действия по сюжету песни. Иначе говоря, происходит разыгрывание элементов народной драмы, заложенных во многих игровых и плясовых песнях. Проводила беседы о мордовской  избе и национальной кухне с авторскими художественными произведениями. Знакомлю детей с мордовской народной игрушкой.В группе у нас есть мордовские народные инструменты как свистулька, трещотка, деревянные ложки, дети с удовольствием  играют на них. В рамках методической темы разработала и провели фольклорный праздник «Приходи весна в наш мордовский край». Такие праздники важны для детей- именно они дают возможность ощутить, почувствовать связь прошлого и настоящего, способствуют воспитанию любви к своему народу, его обычаям и традициям. В группе созданы  все условия для реализации проекта  оформлен уголок мордовской народной культуры, где собран теоретический и практический материал: литература для детей (сказки, рассказы, стихотворения, раскраски),аудио и видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий, дидактические игры и картотека подвижных народных игр, иллюстрации. Работа по ознакомлению детей с фольклором многошаговая и предполагает тесное взаимодействие с семьей. Родители помогали в организации праздников, утренников, сами участвовали в них. В течение года подготовлены для родителей папки-передвижки  «Роль фольклора и художественной литературы в ознакомлении с окружающим», «Фольклор  Мордовии» провели семинар-практикум «Мордовские посиделки». Консультации : «Мордовский фольклор как средство воспитания детей в ДОУ». « Мордовское народное искусство в быту детского сада»,«Традиции и обычаи мордовского народа». С помощью родителей собрали небольшую фольклорную библиотеку для чтения детям. провели выставка совместных работ с родителями «Весна-Красна». В своей работе продолжаю активно использовать все виды и формы детского фольклора: мордовские народные игры, чтение и рассказывание сказок; приобщаю детей к изучению календарного фольклора, через участие  в календарных праздниках, а так же продолжаю работу по приобщению детей к истокам  мордовской народной культуры. Список литературы: 1.Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с. 2.Ёфксонь-моронь эшиня : морафтома книга идень садонди / Авт.- сост. А. И. Осипова, В. Л. Киреев. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1992. – 286 с. 3.Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. Т.1. Редкие виды растений, лишайников и грибов / сост. Т. Б. Силаева. – Саранск : Морд.кн.изд-во, 2003. – 288 с. 4.Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов; сост.: А. А. Долгачев, А. Д. Шуляев.- 2-е изд., доп. и прераб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 386с. 5.Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта / сост. Л. В. Седова . - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 336 с. 6.Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.8 Детский фольклор / сост. Э. Н. Таракина.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978.- 300 с. 7.Детские загадки о птицах. – Режим доступа: http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ptic/. – Загл. с экрана. 8.Мордовский фольклор // Сятко. – 2016. – № 1. – С. 15–16. 9.Борисов, А. Детский фольклор / А. Борисов. - Саранск, Мордовское книжное издательство, 1973. – 37 с.