Мастер-класс с родителями и детьми «Играем пальчиками и развиваем речь» в группе раннего возраста Подготовила воспитатель: Заковоротная Елена Васильевна Цель: ознакомление родителей с упражнениями и играми, направленными на развитие мелкой моторики для развития речи ребенка. Задачи: Развивать память, внимание, творческое воображение, мышление, речь, глазомер, познавательный интерес детей и взрослых. Обучать ловкости в обращении с предметами, тренировать мышцы рук детей. Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально. Развить стремление у родителей дошкольников к совместной деятельности с ребёнком. Способствовать воспитанию взаимопонимания, доброжелательного отношения, сплочения родителей и воспитателей. Формировать потребность в приобретении новых знаний. Создать благоприятную атмосферу для неформального общения воспитателей и родителей, увлеченных общим делом. Материалы и оборудование: тарелки для круп, различные емкости ( небольшие пластмассовые тазики), фасоль, манка, горох, макароны (трубочками), шнурки ( веревки), игрушки из Киндер-сюрприза, клубочки ниток, прищепки, заготовки из картона(солнце, ежик), 2 большие губки, веревка (для белья), одежда для кукол, белье, соленое тесто (для лепки Колобка). Ход мастер-класса: Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас на мастер-классе. Сегодня мы поговорим с Вами о том, какое влияние оказывает мелкая моторика рук на развитие речи, в какие игры можно играть с детьми дома с целью развития речи. Давайте подготовимся к работе, настроимся на позитивную волну, поприветствуем друг друга улыбками, обнимем своих детишек. Учеными доказано, что уровень развития детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. Если движения напряжены, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. Речевые и моторные зоны расположены по соседству, поэтому “раздражая одну, совершенствуется другая”. В русском фольклоре немало образцов частушек, потешек, прибауток, способствующих развитию движений рук и пальчиков (например, «Ладушки», «Сорока-сорока»). Предлагаю Вашему вниманию упражнения и игры с предметами, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым. Я уверена, таких нужных дел можно найти много. Но для начала мы приготовим пальчики – разомнем их. Поиграем в пальчиковую игру «Моя семья». Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик- папа, Этот пальчик-мама, Ну а этот пальчик-я Вместе целая семья! Игры с крупой, зернами и т.д. -найти фасолинки(игрушки) в манке; -выложить фасолью рисунок на манке; -рисуем пальчиками на крупе; -рассортировать фасоль от гороха (мелких игрушек); -собрать бусы из макарон Чтобы немножко размяться и отдохнуть, предлагаю сделать физкультминутку! ( Воспитатель вместе с родителями и детьми делает физкультминутку под музыку). 2. -Замотать клубочек; -Прищепить белье к веревке (перед этим сделать пальчиковую гимнастику «Гусята»): Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой), поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения: «Рано утром встал гусенок. Пальцы щиплет он спросонок» Смена рук «Скорее корма дайте мне. Мне и всей моей семье! » - К шаблонам солнышка и ежика прикрепить прищепки; -Выжать губку из одного таза в другой. 3. Предлагаю еще одно интересное и любимое занятие для малышей-лепку из соленого теста. Его всегда можно сделать самим. Я предлагаю слепить Колобка. Давайте подготовим пальчики для лепки (пальчиковая игра «Быстро тесто замесили»). Быстро тесто замесили На кусочки разделили, Раскатали все кусочки И слепили колобочки! Отрываем от теста небольшой кусок и катаем его между ладонями-получился Колобок!!! Из крупы делаем глазки, ротик, носик. Вот еще некоторые занятия, которые Вы можете предложить детям дома: Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жареных орехов. Выкладывать различные узоры из пуговиц, бусинок, нанизывать их на леску. Рвать, мять, скручивать бумагу. А так же мастерить игрушки из бумаги и прищепок.  Выкладывать забавные картинки из круп и семян; Включать и выключать свет. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки. Плести косички, завязывать бантики куклам. Я очень надеюсь, что мастер-класс был для Вас полезным и занимательным, Вы приобрели много новых знаний! Спасибо большое за встречу, доброжелательное отношение и до новых встреч!