Выступление на педсовете ДОУ

Автор: Тимофеева Анна Юрьевна

800×600

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:”Обычная таблица”;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:”Times New Roman”,”serif”;}

МБ ДОУ «Детский сад № 9 «Солнышко»

города Аткарска Саратовской области

 

 

 

 

 

 

 

Выступление на педагогическом совете

 

На тему:

«Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».

 

 

 

 

Воспитатель: Тимофеева Анна Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Аткарск

январь 2014 год

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессе социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение умений самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. 

 

Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих вопросов: Почему? Зачем? Как? Что будет если? А также почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. 

 

Углубленно занимаясь с детьми экспериментированием на протяжении нескольких лет, выделили следующие задачи: 

 

– сформировать у детей знания об окружающем мире; 

 

– привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности; 

 

– повысить уровень овладения экспериментальной деятельностью. 

 

В первую очередь, усилия направляют на создание предметно-развивающей среды: обновление дидактических и развивающих игр, создание рисунков, схем, моделей, изготовление паспортов комнатных растений, оборудование мини-огородов, оформление цветников и клумб. В работе по детскому экспериментированию используют картотеку опытов, картотеку загадок, карточки-схемы опытов. 

 

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создают уголок экспериментирования, расположенный в доступном для детей месте. Материал в нем постоянно обновляется и пополняется, систематизирован: 

 

• Приборы-помощники: увеличительные стёкла, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка. 

 

• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы. 

 

• Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, мох, семена и т.д. 

 

• Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и т.д. 

 

• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д. 

 

• Красители: гуашь, акварель и т.д. 

 

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и т.д. 

 

• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, пилки, сито, свечи и т.д. 

 

Кроме этого, в уголке экспериментирования представлен и дидактический материал: схемы, модели с алгоритмами выполнения опытов, книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы, различные коллекции. Для поддержания интереса к экспериментированию дошкольники получают задания, в которых проблемные ситуации моделируются от сказочного героя или другого персонажа, например, Почемучки, Незнайки.

 

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, т.е. используются в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Детям нравятся задания, в процессе решения которых вместе со взрослыми они совершают первые открытия, учатся объяснять и доказывать. 

 

Свои первые игры-экспериментирования с предметами и явлениями начинают с детьми младшего возраста, когда они учатся сравнивать горячее и холодное, сладкое, кислое и соленое, узнавать на вкус чай, молоко, воду и т.д. В процессе игр-экспериментов ребята узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества. В ходе экспериментов у детей задействуются все органы чувств, так как они имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже иногда попробовать на вкус. С возрастом опыты усложняются, в ходе них дошкольники выясняют, как образуется тень, как действует сила притяжения, какие материалы взаимодействуют с магнитом и другие. 

 

В зимний период дети определяют свойства снега и льда, не один раз убеждаясь, что они состоят из воды, обнаруживали в них вещества, загрязняющие воздух. Ребятам очень нравится проводить опыты с водой, узнавать все новые свойства этого знакомого всем вещества, дома показывать опыты родителям. Во время наблюдений на прогулках определяют направление ветра, сравнивают свойства мокрого и сухого песка, и многое другое. 

 

На первых этапах экспериментирования предлагают детям определенный алгоритм, чтобы они смогли понять, осознать и усвоить предлагаемый материал. Например, сначала демонстрируется весь процесс выполнения работы с объяснением в игровой форме, затем детям предлагается принять участие в эксперименте и только после этого дети самостоятельно проводят опыт. В дальнейшем используются схемы экспериментов, карточки-подсказки. 

 

При организации работы по экспериментированию используют различные формы: 

 

– организованная образовательная деятельность; – экскурсии; 

 

– чтение художественной и энциклопедической литературы; 

 

– развлечение; 

 

– опыты; 

 

– беседы. 

 

 Чтобы поддержать детский интерес к экспериментированию и закрепить полученные знания, регулярно проводятся консультации, собрания для родителей. Хорошо зарекомендовали себя обучающие занятия с родителями, где были даны советы по организации интересных опытов в домашних условиях, разработаны памятки. Родители, в свою очередь, оказывают помощь в пополнении уголка экспериментирования необходимым оборудованием, энциклопедической литературой. 

 

 Подводя предварительные итоги, можно сказать, что в процессе исследовательской деятельности  дети научатся видеть и выделять проблему, выдвигать предположения, осуществлять эксперимент и делать выводы, а также доказывать, что в процессе детского экспериментирования происходит развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников.