“Всё начинается с малой родины”

Автор: Андреева Марина Владимировна

1.     Проект  «Краеведческие  чтения» 

Всё начинается с малой родины (о р.п. Измайлово)

 

(подготовлен  по  заказу  школьной  эколого-краеведческой  конференции)

1  ведущий:   Во  сыром  бору  да  на  святой  земле,   на  святой  земле  да  на  измайловской…  Сто  годков  назад  да  ещё  двадцать  лет,  да    ещё  один  год    одинёшенький…   
То  есть  в  том  году,  когда  купец  Шатров  со  своей  семьёй  сюда  прибыли…  Сюда  прибыли с  делом  прибыльным.  И  сказал  купец;   «Делу  быть  тому,  от  которого  польза  значима,  польза  значима  и  для  вас  самих,  и  для  армии,  для  Отеческой.  Будет  здесь  сукно  лучше  всех  других,  лучше  тех  сукон,  что  в  столицах  есть,  лучше  тех  сукон,  что  есть  за  морем. И  пойдёт  оно  всем  на  сюртуки,  на  пальто  пойдёт  иль  на  онучи …  На  шинель  пойдёт  нашим  воинам,  нашим  воинам,  да  прославленным.  А  для  суконного  дела  вовремя  будет  фабрика  здесь  отстроена.  Для  рабочих  здесь    будет  град  расти,  будет  град  расти,  сердце  радовать!»

2 ведущий:    Так  сказал  купец  много  лет  назад.  И  сумел  тогда  он  дело  выправить.  Наши  пра-пра-пра  здесь  с  ним  работали,  с  ним  работали,  да  и  жили  здесь.  Много  лет  назад  во  сыром  бору,  на  святой  земле  да  на  измайловской… 

   Жизнь  своим  уже  потекла  чредом …  Стройки,  фабрика,  да  семейственность…  Да  на  Бога  все  уповали  здесь,  и  на  лучшее  все  надеялись.  Вот  уже  и  посёлок  встал  над  прудами  да  над  пречистыми.  И  над  Нижним  уж   возвелись  дома – деревянные,  да  с  резным  крыльцом,  деревянные,  да  в  два  этажа.  И  часовня  вот  уж  отстроена,  школа  первая  и  застольная,  общежитие,  управление,  для  приезжих  дом,  аудитория.  И  завод  стекла,  и   кирпича  завод  –  всё  работало,  жизнь  текла  кругом.  А  в трёх  верстах  от  нас,  иль  в  верстах  пяти  вырос  дивный  храм  Богоматери.  Так  купец  Шатров  меценатом  стал,  за людей  душой  беспокоился.  

   Жили  дружно  здесь,  вместе  праздники,  вместе  сумерки,  рукоделие.  Шли  по  ягоды,  по  орехи  ли,  сенокосили,   или  строились,  под  берёзки  шли  на  гуляние,  или  свадьбы  венчали  песнями…  Наши  пра-пра-пра-  наши  бабушки,   наши  пра-пра-пра-  наши  дедушки. 

 3  ведущий:  А  какие  здесь  были  девушки:  косы  русые,  косы  толстые,  очи  светлые, очи  чёрные.  Ох,  какие  здесь  были  девушки – щёки  розовы,  губки  алые.  Соболиные  брови  дужные,  меж  собою  все  очень  дружные.  Очень  дружные,  очень  смелые,  озорницы  весёлые,  скромницы,  труд  любящие,  песнь  поющие,  под  гармошку  сказания  льющие…  Ах,  какие  здесь  жили  красавицы,  разве  с  ними  в  округе  кто  сравнится?

 4 ведущий:   А  какие  лихие  здесь  молодцы!!!  Кудри  козырем,  обувь  гармошкою,  и  рубаха  расшита  по  вороту,  подпоясана  льняным  поясом.  Разудалая  поступь  пред  девицей,  взгляд  лукавый,  когда  хочет  нравиться.  Ах,  какие  здесь  парни  задорные  и  тоже  слыли  в  округе  красавцами.

До  работы  все  были  охочие,  за  косу  ли  возьмутся,  за  молот  ли…  То  ли  дровни  горазды  монтировать,  то  ли  дом  возводить   да  на  Троицу,  то  ль  с  гармоникой  выйти  на  лавочку – всё  умели  пра-пра – наши  молодцы!

 5  ведущий:  Делу  время  у  них  и  потехе  час,  оплошать  не  имели  намеренья,  всё  по  правилам,  по  традициям,  по  обычаям  да  ко  времени!  Как  придёт  зима – ледяной  каток…  или  горочки  и  ледяночки,  как  придёт  зима,  ущипнёт  за  нос,  значит,  радуйся – бери  саночки.  Санки  липовы,  санки  дубовы,  как  толпою  в  них  сядут  девушки,  как  покатят  их  с  горки  молодцы.   

  Как  в  сочельник   сойдутся  группами,  чтобы  прясть  или  делать  кружево,  так  до  первой  звезды  и  работают,  старину  почитая,  не  кушают.

 6 ведущий:  Как  на  святки  колядками-песнями  по  посёлку  задором  наполнены  проходились  все  наши  пра-пра-деды,  веселились  все  наши  прабабушки.  Как  в  колядках  мечтая  о  суженом,  увлекались  гаданьями  русскими:  петуха  приносили  и  курицу,  воду  ставили,  зёрна  сыпали.  Не дышали,  смотрели  на  петеньку – мол,  куда  он  шагнёт,  то  и  сбудется.  То  и  сбудется – не  приминется :  если  к  курочке,  значит,  бабника,  если  к  зёрнышкам,  то  богатого,  а  к  водице  шагнёт,  значит,  пьяницу  встретит  девица  незамужняя.    А  ещё  все  гадали  на  зеркало – в  коридоры  глядясь,  как  в  оракулы…  Если  вдруг  в  коридор  кто-то   явится,  значит,  замужем  будет  красавица.

  За  ворота  кидали  все  валенки,  далеко,  чтоб  летели  надёжные.  А  потом  все  смотрели,   куда  же  вдруг,  на  какую  он  ляжет   дороженьку. 

А  весною   все  раннею,  яркою   провожали  здесь  Зиму  суровую.  По  традициям,  чтя  великое,  чтя  культурное  наше  наследие, отмечали  здесь  встречу  и  заигрыш,  и  разгул,  посиделки  золовкины.  И  прощённое  воскресение  поцелуями  чтили  неловкими.

  Во  сыром  бору  да  на  святой  земле,   на  святой  земле  да  на  измайловской… 

7  ведущий: Наш  честной  народ  очень  Пасхи  ждал,    светло-светлого  Воскресения,  настроения  чисто-чистого.  После  строгого  Поста  славного  наступало  ведь  разговение!  А  за  Пасхою – Красной  Горкою  или  свадьбами  край  наш славился  – знай,  засылай  сватов  для  обручения.   Знай,  собирай  дружков  да  на  пирушечку!  Эх,  развернись  гармонь,  да  развесёлая,  эх,  раззудись   плечо,  да  разудалое.  «Эх,  как  порвусь  сейчас  во  время  пляски  я! Сохранись  лицо,  не  умирай  душа!»  Так  говаривал,  кто-нибудь  тогда  из  моих  пра-пра  и  твоих  пра-пра. Жениха  с  его  молодой  женой  на  гулянии  рисом  сыпали  и  желали  им  жить во  здравии,  и  богато  жить  все  желали  им.

Приглашали  в  дом  молодых  потом  к  крёстным  ко  своим  да  к  родителям.  И  для  них  пирог  ставился  в  печи,  пышный  был  пирог – из  шести  начин. И  могли  его  ко  столу  подать  только  крёстные – лишь  отец  и  мать.

А  ещё  в  домах  у  жаркой  печи – стоял  большой  сундук,  хлеб  да  калачи.  Да  ухват  стоял,  чёрны  чугуны,  самовар  кипел,  и  варились  щи.  Было  в  хатах  тех  белено  от  стен,  белено  от  стен,  от  образов  светло.  Скромно  жили  все,  но  честным  честно.

А  Николай-купец,  свой  народ  любил,  ясли  строить  стал,  свет   здесь  проводил.  Его  храм  дивил  всех   своей  красой,  певчих  хор  пленил,  лес  манил  грибной…  И  в  усадьбе  той  он  с  Надеждой    жил и  с  доченькой  своей,  что  звали  Липою… 

Но  то  ли  было  всё,  а  то  ль  привиделось…

Вот   от  тех времён  есть  наследие,  пусть  много  лет  прошло,  почти  столетие.

Во  сыром  бору  да  на  святой  земле,   на  святой  земле  да  на  измайловской…