Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие графи-ческих навыков предшкольника

Автор: Романова Раисия Николаевна

Normal
0

false
false
false

RU
X-NONE
X-NONE

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:”Обычная таблица”;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:”Calibri”,”sans-serif”;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-font-family:”Times New Roman”;
mso-fareast-theme-font:minor-fareast;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-bidi-font-family:”Times New Roman”;
mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Раисия Николаевна Романова, город Барнаул

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие графических навыков предшкольника

Невозможно переоценить значение рисования в подготовке ребёнка к обучению в школе.  Рисование не только облегчает обучение школьным наукам, оно нужно и полезно взрослому человеку при занятии любым ремеслом.

Во многих педагогических публикациях отчетливо выражено значение, придаваемое культуре, творчеству. В целях прогресса общество заинтересовано в расширении творчества  и в системе образования, и в системе культуры. Это возможно только при условии усиления творческого педагогического воздействия на развитие таких механизмов личности, как ее художественно эстетическое сознание (чувства, вкусы, оценки, идеалы, потребности).

Конечно, каждый педагог работает со своими духовными убеждениями, своими вкусами, увлечениями в мире искусства и в природе, в эстетике труда и человеческих отношений. Но время требует, чтобы воспитатель был готов отстаивать свои эстетические и художественные взгляды и идеалы, оценить все свои аргументы, а может быть, и изменить что-либо в своем выборе.

 Работа воспитателя в современных условиях диктует необходимость творческого подхода, новаторства, готовности искать свежие и адекватные формы работы с детьми, открывающие простор их художественно-эстетическому мышлению вместе с пробуждением эмоциональных реакций.  Сегодня ученные знают, что слабость личной эстетической культуры соотносится с признаками духовного дефицита, таланта на социально-негативное поведение. Планируя пути и методы формирования художественно-эстетической культуры и сознания, надо стремиться к обогащению педагогического арсенала художественно-эстетического воспитания, самой атмосферы этого процесса в жизни образовательного учреждения.  Развитие эмоционального и духовного мира личности, ее сенсорной культуры, создание ситуации поиска и творчества, свободного самовыражения, развитие сущностных сил человека, организация свободной творческой  деятельности по саморазвитию – вот на чем следует сосредоточиться педагогам. Поэтому приоритетным направлением в моей деятельности для решения поставленных задач стало обучение детей нетрадиционным способам рисования, которые  учат их фантазировать, придумывать и творчески мыслить при выполнении любого задания. Основной целью  работы стало создание условий для экспериментирования с художественными материалами и инструментами, знакомство детей со средствами художественной выразительности, обогащение  индивидуального художественно-эстетического опыта ребенка.

 Развивая художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности,  создавая условия для увлекательной активности детей в  освоении окружающего мира, мне удалось разработать систему обучения рисованию с использованием нетрадиционных приемов, которая учит сочетанию нескольких способов изображения одновременно и позволяет дошкольнику в своем эстетическом развитии проходить путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными средствами.  Но сложность состояла в том, что традиционная программа не предоставляет конкретные разработанные технологии  обучения детей творчеству. Опыт работы с дошкольниками позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают положительное отношение к деятельности.  А сколько раскрывается возможностей для творчества, если детям дать фломастеры, пластилин, свечи, клубочки, ниточки, сухие листья, семена растений, обертки от конфет, крашеные опилки, цветную и цветочную бумагу, трубочки для коктейля, колечки,  перышки, стеки, зубные щетки и т. д.   Темы для разных возрастных групп можно подобрать так, чтобы дети постепенно осваивали приемы рисования нетрадиционными материалами.  Следует идти от простого (например, рисование пальчиками, ладошками в младшем возрасте) к более сложному (кляксография, монотипия, отражение и т. д.) в старшем возрасте.

Применяя на практике систему развития творческих способностей детей через обучение нетрадиционным способам рисования, проводя диагностику по данному вопросу на начало и конец каждого учебного года, я отметила проявление индивидуальности в рисунках детей: они свободно пользуются различными приемами и нетрадиционными материалами, легко фантазируют и отражают задуманное интересно и своеобразно, выражаясь языком изобразительного искусства, но разработанность рисунков  и умение  графически отражать свой замысел заметно отставали от развития воображения и творчества, хотя развитие графических навыков у детей направлено на  комплексную подготовку ребенка к школе.  Часто  педагоги, принимающие первоклассников, выделяют следующие проблемы, затрудняющие обучение в школе при несформированности  графических навыков: слабое цветовое видение, которое рождает цветовое безвкусие к окружающей  природе, нечёткая  ориентация на листе (вверх-вниз, влево-вправо, центр-края, диагональное направление), отсутствие чувства формата листа, слабое чувство вертикали и горизонтали, неправильная регуляция нажима на пишущий инструмент. Поэтому очень важно развитие навыков владения линейной графикой осуществлять параллельно с обучением ориентировке на плоскости листа, развитием  навыков работы разными инструментами и графическими материалами, а также отработкой графических технических приёмов.

При работе с гуашью, акварелью, тушью и другими полутвёрдыми и жидкими материалами главным выразительным средством является линия, наносимая на бумагу различными инструментами: шариковыми ручками, цветными и простыми карандашами разной твёрдости, фломастерами, углем, восковыми мелками, пастелью, твёрдыми  материалами и беличьими или колонковыми кистями.  Работа с различными материалами позволяет не только оценить специфику их выразительных возможностей, но и дает возможность корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно при подготовке к письму, когда потребуются длительные статические нагрузки и чёткие движения. Поэтапно на занятиях каждое направление линий должно отрабатываться отдельно. Впоследствии они будут использоваться ребёнком самостоятельно в различных упражнениях при обучении его в школе.

 Использование методов арт-педагогики (средством обучения в которой является изобразительное искусство), целенаправленное развитие способностей к осмыслению взаимосвязи образного мышления с возможностями выразительных средств изобразительного искусства, в частности линейной графики и элементарного формообразования при подготовке детей к освоению грамоты, позволяет им в дальнейшем без особых проблем воспринимать условность словарно-буквенного обозначения и осваивать письмо печатным и письменным шрифтом и при этом затрачивать меньше физических сил и психической энергии, которая им так пригодится во время школьного обучения.

 

 

Литература

 

1.   Н. В.Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет.»

2.   А.Э. Симановский «Развитие творческого мышления детей».

3.  А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

4.  С.Коноваленко «Как подготовить ребёнка к школе».

5.  Е.В.Котова «Развитие творческих способностей дошкольников».

6.  Н.В.Шайдурова «Диагностика художественно-творческого развития дошкольников».

7.  Л.Ю.Субботина «Развитие воображения у детей».

8. Е.Е. Кравцова «Разбуди в ребёнке волшебника».

9. В.И. Волынкин «  Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников».

10.  Л.К. Короткова «Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе».