Учитель

Автор: Акимов Николай Николаевич

Акимов Н. Н. – учитель истории МОБУ СОШ с. Новые Карамалы.

Какой нужен сегодня учитель?

          Когда-то на учителя безошибочно работал авторитет профессии. Для окружающих личность учителя была окружена ореолом таинственности. Теперь учитель – далеко не единственный, а порой и не главный источник знаний. У него  много союзников, помощников и конкурентов. Поэтому сегодня очень важно  говорить  о социальной и общественной значимости труда учителя. На мой взгляд, право называться учителем должны получать только личности. Судьба школы в руках учителя – таково неуклонное моё убеждение. Воспитанные, граждански настроенные, образованные, умные питомцы – результат титанических усилий, прежде всего, самого учителя.  Мы крайне редко видим людей, ищущих и отстаивающих истину, с тревогой отмечаем дефицит интеллектуальности, творчества, критического мышления. Судьбоносное значение в жизни отдельной личности и Отечества имеет лишь учитель-мастер, учитель – творец. В самом деле: учитель, повинный в лености мысли, рождает учеников с печатью ленивой мысли: серое педагогическое мышление формирует серое мышление питомцев. И только учитель, чуждый слепого исполнительства, культурный и гуманный, разносторонний и творческий, может осуществить новое воспитание – воспитание человека, обладающего предельным накалом творческих усилий. Ум учителя – первоначальная основа трудового, нравственного, эстетического багажа.

          В школе сегодня должен работать  учитель высокого ума, который видит ученика в его высших потенциальных возможностях и ставит перед ним сверх – задачи. У него два лика: реалиста и романтика одновременно. Велик потенциал духовных и физических ресурсов подрастающего человека, постепенно открывающего мир и набирающего духовные силы. Этот потенциал «спит», таится в нём. Ученик проявляет себя не сполна – на уровне среднего усердия, средних устремлений, среднего ума и средней деятельности. Учитель высокого ума – на основе пристального изучения – знает наверняка: ученик способен, и поэтому нужно пробуждать его трудиться с большей, предельной интенсивностью. Отсюда – педагогическая задача: малому вдохнуть душу большого.

На первый план отчётливо выступает  гуманизация всего школьного образования на всех его этапах и уровнях. Предполагается, что отныне ученик и учитель предстанут как «две равноправные»,  друг друга духовно обогащающие личности. Школе нужен умный совестливый учитель, понимающий глубокий смысл происходящего, который наедине с классом мудро, честно творит своё наставническое дело и  сознаёт свою великую ответственность за будущее каждого подопечного. Для  такого учителя единственным контролёром есть и всегда будет его всевидящая, постоянно терзающая учительская совесть.  Он  идёт к детям с убеждением и верой переделать мир и человека. Никак не меньше!

       И ещё об одной проблеме хочется мне говорить. Мужчина сегодня в школе – редкость. И это давно должно было стать предметом не просто беспокойства,  а настоящей тревоги. Последствия сугубо женского воспитания ещё не осмыслены как следует, но это не значит, что их нет.  Идет гибридизация личностей, выхолащивание всех природных данных. И подростки сопротивляются. Как сделать так, чтобы не оттащить было бы из школы за уши мальчишку?  В школах должно быть много учителей  мужчин с разносторонним диапазоном знаний, умений и навыков, с которых подростки могли бы брать положительный пример.

Другой очень серьёзной проблемой школы в последние годы стало воспитание духовности, нравственной культуры. В нынешнем состоянии нашей страны и общества мы все должны помнить о таких понятиях, как Родина и патриотизм, с этой точки зрения соотносить всё, что делаем и что говорим. Это очень важно, потому, что деградация общества идёт не только от нашего экономического состояния, а больше всего от того, что у нас получились разрывы в понятии и культуре. И что бы ни делали, понятия Родина и народ – вот это и есть нравственная опора школы. Культура – это не только искусство, это не средство развлечений. Это инструмент единства, система связи, которая спасает общество от развала. Она – цемент этого единства. Поэтому мы придаём культуре особое значение, без неё по – настоящему, дальнейшее разрушение неизбежно. Разнузданность и пошлость широким потоком льются на подростков и юношество через зарубежные фильмы и видеофильмы. Назовём вещи своими именами, идёт массовое развращение наших детей, преждевременно пробуждаются «роковые страсти». Происходит процесс более опасный: подростки усваивают извращённые понятия и представления о взаимоотношениях мужчин и женщин. Самое страшное, что мы ко всему быстро привыкаем: привыкли к матерщине в быту, которая теперь лезет в кино, на сцену и в литературу, привыкли к сценам насилия в кино и так же быстро привыкли к чересчур откровенным интимным эпизодам к месту и не к месту. Всё это низкопробное «искусство», как гигантский спрут ныне охватило всю страну. От него невозможно укрыться. Этот спрут продуцирует убийц, насильников, сексуальных маньяков, грабителей. Здоровому развитию личности нужна особая социальная почва, сдобренная   надёжностью, идейно и нравственно благоприятная. Детству она нужна  не в конце тоннеля, а на всём пути. Для ребёнка радостное, чистое – бальзам на душу, тот же свет, без чего, как и все живое, он зачахнет. Если мы хотим воспитать сильного человека, способного помогать другим, всесторонне развитого, мы должны приучить подрастающее поколение трудиться с детства, трудиться духовно, нравственно, эстетически, интеллектуально, физически, творчески. Это главное условие борьбы с потребительством, бездуховностью и праздностью, наркоманией, хулиганством, неприспособленностью к жизни. Лень – мать всех пороков, а безделье – мастерская дьявола. Тут альтернативы нет: только всесторонне развивающий труд способен воспитать гражданина, личность.

Лицо и почерк каждой школы определяет педагогический коллектив. И от того, насколько учителя, воспитатели любой школы понимают свои задачи и нацелены на их выполнение, насколько они ответственны перед обществом за воспитание подрастающего поколения, зависит уровень всего учебно-воспитательного процесса и ценность всей нашей работы.