Учите говорить ребенка правильно

Автор: Коротких Юлия Васильевна

 

Учите ребёнка говорить правильно

 

Недостатки произношения звуков – одна из наиболее частых форм речевой патологии у детей дошкольного возраста. В основе дефекта лежат самые разнообразные причины: аномалии в строении губ, твёрдого и мягкого нёба, снижение слуха, недостаточное функционирование нервных процессов в «речевых зонах» головного мозга, а также невнимание к речи ребёнка в раннем детстве. Речевые недостатки опасны, прежде всего, тем, что сдерживают развитие речи, мешают освоению грамоты. Плохо говорящие дети часто попадают в разряд хронически неуспевающих по родному языку. До поступления ребёнка в школу родители часто не обращают внимания на эти недостатки, предполагая, что с возрастом они исправятся. Но так почти не бывает. Звуки необходимо исправлять за два года до поступления в школу, т.е. с пяти лет. За помощью нужно обращаться к логопеду. Если его нет, попытайтесь заниматься с ребёнком сами.

Различают три вида речевых дефектов: отсутствие звуков, искажение звуков, смешение или замена звуков.

Отсутствие звука может быть связано с анатомическими отклонениями речевого аппарата. В этом случае только врач может определить, помогут ли ребёнку логопедические занятия или необходима операция.

Искажение звука вызвано тем, что звук формируется не там, где нужно. Типичный пример такого нарушения – межзубное произношение звука [С] и горловое (картавое) произношение [Р].

Смешение и замена одного звука другим вызываются их слабым разграничением. Дети нечётко воспринимают и неточно воспроизводят близкие по звучанию, по месту и способу образования согласные звуки, например: [С, 3, Ц] и [Ш, Ж, Ч`,Щ `], [Р] и [Л].

Исправить недостатки речи – значит разрушить дефектные и выработать правильные навыки произношения. Для этого необходимы логопедические занятия. С дошкольниками их лучше всего проводить в игровой, непринуждённой форме, используя игрушки, картинки и диафильмы.

Важно соблюдать последовательность исправления звуков: сначала свистящие [С, 3, Ц], затем шипящие [Ш, Ж, Ч`, Щ`], соноры [Р, Л] и. наконец, заднеязычные [К, Г, X]. Работа над каждым звуком предусматривает четыре этапа.

Постановка звука

В логопедии пользуются тремя способами постановки звуков. Первый основан на подражании. Родители правильно и чётко произносят звук, затем показывают, как располагаются язык и губы, поясняют, на что похоже звучание (например, на шипение гуся ш-ш-ш). Далее ребёнку предлагают попробовать произнести этот звук самому. Часто это удаётся сразу. Второй способ – механическое воздействие на органы произношения ребёнка. Например, чтобы удержать кончик языка за верхними зубами (при постановке звука [Р]), его приподнимают ручкой чайной ложки. Третий способ – смешанный. Правильная артикуляция (положение органов произношения) вырабатывается путём подражания и с помощью механического способа.

Закрепление звука

Правильно произнесённый звук закрепляют сначала в слогах, затем словах и, наконец, в предложениях, последовательно вводя в начало, в середину, в конец слова. Слова закрепления подбирают из детских книг и журналов.

Дифференциация (разграничение) звуков

Главное назначение дифференциации – предупредить возможное смешение поставленного звука и звука дефектного.

Тренировка звука

Звук вводится во все виды речи: тексты, стихотворения, пословицы, поговорки.

Занятия должны проводиться ежедневно и длиться не более 15 минут.