Технологическая карта урока Чередование гласных

Автор: Ячменева Тамара Сергеевна

ФИО: Ячменева Тамара Сергеевна

Место работы: МОАУ СОШ №1 г. Шимановска Амурской области

Должность:  учитель

Предмет:  русский язык

Класс 5

Тема и номер урока в теме: №107 Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков

Базовый учебник:  Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.

 

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала.

Формы работы учащихсяНаблюдение над языком; индивидуальная, фронтальная,  групповая, парная

Необходимое техническое оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер

 

Технологическая карта урока

Цели урока:

Цели для ученика
Обучающие:

     – корни с чередованием согласных и гласных звуков;

     – формирование практического умения по различению корней с проверяемыми и непроверяемыми и корней с чередованием согласных и гласных звуков;

         – совершенствование орфографических навыков.

     – формирование практических умений и навыков  по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

развитие критического мышления, комму-никативных умений,  познавательного интереса.

 

                   Воспитывающие:

воспитание уважительного отношения к другим, положительного отношения к знаниям.

   Цели для учителя
   Образовательные:

– создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой темой;

– способствовать формированию умения  определять слова с чередованием гласных и согласных в словах;

– организовать работу по закреплению умения находить чередование гласных и согласных в словах;

– формировать навык написания корней с чередованием гласных и согласных звуков .

   Развивающие:

– создать условия для развития познавательной активности и критического мышления детей;

– способствовать развитию орфографической зоркости учащихся; способствовать развитию речевой компетентности по составлению связного текста

–  развивать орфографическую зоркость;

   Воспитательные:

– воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;

– создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям.

– способствовать воспитанию интереса к изучению русского языка.

Планируемые результаты     

 

Личностные:

осознать эстетическую ценность русского языка, осознать необходимость владения русским языком для учебной деятельности, анализировать себя как слушателя.

Предметные:

знать различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;

уметь правильно писать слова с чередованием в корнях, графически обозначать условия правильных написаний; разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением.

Метапредметные:

извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

     Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

Приветствует учащихся.

Организует рабочую обстановку.

   Приветствуют педагога,

включаются в деловой ритм, проверяют уровень своей готовности к уроку

   Самоопределение, смыслообразование (Л)

   Целеполагание (П)

  Планирование учеб-ого сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 

1.Организация наблюдения, мини-исследования

На экране задание:

В каком ряду в обоих словах в корне пропущена безударная проверяемая гласная?

В..сна   м.тель

К..тёнок  пр..ём

С..бака  укр..шать

– Выделите корни в этих словах, подберите к ним однокоренные слова.

 

– Чем отличаются эти группы слов?

 

– Как называется это явление?

 

2. Целеполагание.

    – Определение темы и целей урока.

 

    Друг       дружба      друзья

 

 – Можно ли считать эти слова однокоренными

– Что в них необычного?

 – Посоветуйтесь с соседом по парте и выделите корни слов.

– Объясните логику выбора ответа. (Что происходит с гласными и согласными в однокоренных словах?)

– Как называется это явление?

– Помните,  у  А. С. Пушкина: (Текст  фрагмента на экране)

 

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской…

Нарисуйте себе мысленно эту картину.

 Подумайте, что означает старинное слово ЧРЕДОЙ. Наверное, когда  «рисовали» описанную поэтом картину, перед вами один за  другим – по очереди – появлялись из морских вод прекрасные витязи.

 От этого слова чреда (или череда) произошел глагол чередоваться. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди.

 Чередоваться могут и звуки, причем как согласные, так и гласные.

 

 

– Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)

 

– Какова главная цель урока?

 

– Какова задача урока?

 

 

– Посмотрите ещё раз на текст. Есть ли в нём слова, соответствующие новой теме?

 

 

Подбирают к данным словам однокоренные.

 

Дают ответ

 

Выделяют признак. Анализируют

 

Составляют схему.

 

Рефлексия, вывод.

 

 

 

 

 

 

Выделяют корень, находят отличия.

 

 

 

 Анализируют (работа в паре)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слово ЧРЕДОЙ,

объясняют его значение,

выделяют корень, подбирают однокоренные слова.

Слушают объяснения учителя, задают уточняющие вопросы,

 

участвуют в процессе постановки учебной проблемы

 

Формулируют тему урока (Правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков)

     Формулируют цель, задачу:

– понять, какие чередо-вания гласных и согласных происходят в словах,

– научиться видеть чередования гласных и согласных в словах.

Находят слово БРЕГ (берег  – е// 0 звука)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание(П)

 

Выполнение пробного учеб-ного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

 

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

 

  Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи.

 

   Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникатив-ные: отвечают на вопросы, формули-руют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

 

      Изложение нового материала, орга-низация повторения особо важных моментов для выравнивания условий восприятия информации разными группами учащихся

 

– С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к теоретическому материалу  § 78

– Что такое фонетическая позиция?

– Что такое позиционное чередование звуков? Влияет ли позиционное чередование звуков на написание слов?

– При каких условиях происходит чередование гласных с нулём звука?

– Какие гласные называются беглыми?

 

– Упр. 421

Докажите, что в данных словах происходят позиционные чередования звуков, которые не влияют на написание слов. Назовите эти звуки.

 

– Оцените свою работу?

– Какие трудности возникли?

– Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

 

 

 

 

 

Читают  теоретический материал в учебнике, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа в группах по 2 человека

 

 

 

Анализ работ и вывод внутри групп.

Поиск и вы-деление информа-ции; синтез как составление целого из частей; подведе-ние под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

 

Аргументация своего мнения и позиции в комму-никации; учёт разных мнений (К)

 

Динамическая пауза

Самолёт летит по небу,

Крылья подставляя ветру.

Он легонечко парит

И по воздуху кружит.

А теперь пора спускаться,

На посадку приземляться.

Опустились мы легонько

 И садимся потихоньку

 

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

 

1.             Тренировочные упражнения.

 

– Записать слова, подчеркнуть череду-ющиеся согласные и вынести их после записи.

Друг, дружить, друзья (г // ж // з)

Лег, лечь, лежать; купить, куплю; пеку, печка; глухой, глушь; послать, пошлю; любить, люблю; успех, успешный; растить, выращивать; горох, горошек.

2. № 424  Конкурс на знание пословиц и поговорок о дружбе

 

3. Устанавливается осознанность учебной деятельности. 

 Распределительный диктант.

 – Распределите слова на две группы по значению корня.

– На какие группы можно разделить эти слова?

 Год, годиться, годовалый, выгода, ежегодно, полгода, угодливый, пригодный, негодный, годовщина.

 

– Проверьте в своей группе результат.

 

4. Найдите и выпишите слова с чередующимися согласными, выделив орфограмму. Назовите их, подберите слово с чередованием

1. Лесник может (моГу) по птичьим (птиЦа) крикам (криЧать) определить, какая птица пролетела. 2. Я люблю (люБовь) слушать (слуХ), как кричат чайки. 3. Я сижу(сиДят) на песчаном берегу (прибрежный) и слежу (слеДить) за полетом (леЧат) птиц. 4. Брат принес (принОсит) маленького смешного (смеХ) щенка. 5. Мне все здесь мило, здесь отчий (отеЦ) дом.

 

– Рефлексия

 – Проанализируйте, почему вы не смогли выполнить это задание?

 

Работают в группах по 4 человека с карточками (У каждой четвёрки карточка)

 

Выполняют типовые задания по установленному алгоритму

 

 

 

 

 

Комментированное письмо

 

 

Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. 

Пишут под диктовку.

 

Выполняют самостояте-льную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. 

 

      Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу, сверяясь с ключом,

 

 

 

 

Самоконтроль. 

   Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдви-жение гипотез и их обоснование (П)

 

 

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

 

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

1) Игра “Лови ошибку!”

Учитель читает утверждения, задача обучающихся определить какие из них являются истинными, а какие – ложными.

Условные обозначения:

“+” – правда

“-” – ложь

– Буквы  в морфемах могут чередоваться?

– Чередование звуков может происходить только в корне?

– Чередуются только гласные звуки?

– Чередование звуков не отражается на письме?

– Чередование звуков может наблюдаться при образовании слов?

– Чередование звуков может наблюдаться при изменении слов?

– Чередование звуков в слове не зависит от лексического значения слова?

            

2) Сегодня мне понравилось работать с ва-ми. Вы были активны, любознательны, настойчи-вы в добывании знаний и поэтому заслуживаете только хороших отметок. Молодцы!

  3) Дайте оценку своей работе на уроке:

 – Назовите ключевые слова урока.

– Где можно применить новые знания?

– Кого из одноклассников вам хочется похвалить?  Кто помог вам понять сложный пример?

Какой этап урока был для вас наиболее интересным?

– Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

       – Оцените свою работу на уроке, закончив одну из фраз

 

 

Домашнее задание. Запомнить теоретический материал, изученный на уроке, вам поможет материал параграфа § 78 и № 422

 

 

Дают ответы на вопросы в соответствии с правилами игры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют  результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала

Анализируют работу на уроке через самооценку.

 

 

 

Сегодня на уроке я… 

Мне сегодня было трудно понять… 

С домашним заданием я справлюсь …

 

Записывают домашнее задание  в дневник

Рефлексия способов и условий дейст-вия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное пони-мания причин успеха или неуспеха в УД; следование в по-ведении мораль-ным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 

 

Умение контро-лировать и оцени-вать учебный про-цесс, определять результативность образовательной деятельности. (Л