Классный час “Добро не терпит промедленья..”

Автор: Угрюмова Наталья Ивановна
Классный час в 4 «В»
«Добро не терпит промедленья…»

Цель:
– сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
Задачи:
– развивать потребности в нравственном самосовершенствовании;
– сориентировать на ценности человеческой личности;
– развивать умение сопереживать;
– расширить знания школьников о доброте и о её роли в жизни каждого человека;

Догадайтесь, о чем я говорю. Это качество человека, которое ценится выше всего. Его синонимы милосердие, сострадание, человечность.
ДОБРОТА.
Давайте все вместе прочитаем слова М.Пришвина, которые будут эпиграфом нашего занятия: «Всё хорошее в природе – от солнца; а всё лучшее в жизни – от человека».
Как понимаете слова?
Итак, разговор у нас сегодня будет о доброте.

– Ребята, а как вы думаете, что такое доброта?
– В словаре С.И.Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – все положительное, хорошее, полезное.
Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах.
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Так позаботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Сегодня мы попробуем с вами создать сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь и доверие. Вместе, дружно, сообща, цветок за цветком, мы создадим этот сад.

1.Лепесток первый «Где спряталось добро».
Задание – вспомнить слова и словосочетания, в которых «спряталось добро».
1.Дети на листах бумаги записывают как можно больше слов и сочетаний, где есть слово добро. ( Например: добродушный, добросердечный, доброжелательный, добрососедство, доброго здоровья, добросовестный, добронравный, добрый день и др.)

2. Лепесток второй «Пословицы о добре».
– В народе всегда относились к доброте по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». У вас на столах карточки с пословицами, но их надо собрать. Кто правильно и быстро соберет все пословицы.
Карточки с пословицами:

1. На добрый привет… (добрый ответ).
2. Про доброе дело…(говори смело).
3. Жизнь дана… (на добрые дела).
4. Учись доброму…(дурное на ум не пойдет).
5. Спасибо – великое…(дело).

3. Лепесток третий «Улыбка доброты».
– Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой.

4. Лепесток четвертый «Добрые сказки».
Сказка.
Жил-был король. И было у него три дочери – Алина, Полина и младшая дочь Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
-Сегодня я прошёлся по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконнике, а одежда на кроватях! И повсюду фантики от конфет! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы мне будете помогать?
Старшая дочь Алина сказала:
-Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку «Всё могут короли…» С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку!
Вторая дочь Полина сказала:
-А я лучше включу телевизор, там будут показывать передачу «В гостях у сказки». Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!
-А ты что включишь? – спросил король у младшей дочери.
-Я включу пылесос, нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник и вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу всю пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы все вместе будем смотреть телевизор.
-Ну что же, – сказал король, – теперь я знаю , что у меня есть только одна настоящая помощница.
От чего король пришёл в ужас?
Что он решил сделать?
О чём он спросил у дочерей и что они ему ответили?
Какой вывод сделал король после разговора с дочерьми и почему?
А какой вывод делаете вы?

Жизнь, достойная человека, – это жизнь, построенная на добре. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делаете ли какие-либо домашние дела. Издавна фантазией людей были созданы представители зла, такие как Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник, и представители добрых сил. Назовите их. (Василиса Премудрая, Варвара-краса – длинная коса, Елена Прекрасная, Марья – искусница и другие.) А что, если повелителем добрых сил окажется злой человек?

Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов:
семян, иглы, книги, костра. Задание – придумать добрые дела, которые можно совершить с помощью данных предметов.

Доброта.
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы порой не изучали,
Кем бы в жизни ни были потом. А. Дементьев

5. Лепесток пятый «Копилка добрых поступков».
Учитель вызывает пять человек. Они должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили за вчерашний день,
– Дома вы можете завести «тетрадь добрых поступков» и записывать их. А можете их рисовать. Ученые считают, что осознание сделанного добра – это уже награда для человека. Делая доброе дело, не надо ждать благодарности.

Вредные советы
. Ребята, я хочу проверить вашу смекалку. Я приготовила вредные советы из книги Григория Остера «Вредные советы». Внимательно послушайте их и скажите, что в них неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях.

Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги, сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, –
Ты ничуть не огорчен.
На
стоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Если что-нибудь случилось,
И никто не виноват,
Не ходи туда, иначе
Виноватым будешь ты.
Спрячься где-нибудь в сторонке.
А потом иди домой.
И про то, что видел это,
Никому не говори.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
До них вам дела нет.
Девчонку встретил – быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.

Скажите, у какого человека больше друзей – у доброго или злого А вы хотите, чтобы у вас было много друзей?

6. Лепесток шестой «Дерево дружбы».
Вспомните рассказы, песни, стихи о дружбе.

А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей».
Знай мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши,
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много
Опасайтесь потерять друзей!

– Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать – соединить труднее.

7. Лепесток седьмой «Добрые слова».
Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.
Учитель показывает детям карточки с изображением солнца, на лучах которого записаны «плохие» слова: «грубый», «злой», «жадный», «грустный», «горе», «вражда», «обман», «жестокость». Задание детям – подобрать и записать на чистых лучиках солнца к словам антонимы, заменив «плохие» слова на «хорошие», добрые.
(Ответы детей: грубый – вежливый, злой – добрый, жадный – щедрый, грустный – веселый, горе – радость, вражда – дружба, обман – правда, жестокость – любовь.)

Итог.
Есть солнце большое – оно на небе. А есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта.
Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им.
Добрый человек любит природу и бережет ее.
А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце.
Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченными и дружными, чтобы эти отношения у вас остались надолго.

Рефлексия.
Подведение итога.
– Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
А теперь давайте закончим наш классный час песней «Дорога добра».

Классный час по теме ДОБРО.docx