Совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях ФГОС.

Автор: Жанкевич Евгения Игоревна

Совершенствование профессионального мастерства педагога в условиях ФГОС.

“Педагог учиться всю жизнь”- это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагога делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, и на тех, кто постоянно повышает свою квалификацию, вводит в свою работу новые приемы, методы и формы обучения и воспитания, вносят что-то новое. Это на самом деле и является важным показателем истинного профессионализма. 

         В современном обществе возросла потребность в педагоге, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого его осмысления и применения достижений науки и передового педагогического опыта.  

Важным условием введения ФГОС в систему образования является подготовка педагога, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам, педагог должна осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровней дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникативных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения.           

              Система повышения профессионального мастерства педагогов представлена в виде модели, которая состоит из 4 ступеней профессионального саморазвития педагога, каждая ступень включает в себя несколько подступеней профессионального роста:

Первая ступень:

·        «Поиск своей позиции» (когда педагог осознаёт, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений).

Данный шаг включает в себя две подступени профессионального роста педагога:

1.     Педагогическая умелость. Характеристикой деятельности педагога считают педагогическую умелость, под которой принято понимать две группы компонентов:

ü  умение педагога управлять своим поведением,

ü  умение педагога взаимодействовать с ребёнком.

2.     Педагогическое мастерство

Характеристика педагога на данной ступени: хорошо владеет системой развивающих и воспитательных умений и навыков, занимается самообразованием, изучает передовой педагогический опыт, моделирует тему углубленной работы и появляются первые результаты по углубленной теме работы (создание картотеки, изучение литературы ит. д.) На данной ступени педагог может находиться не один год.

Вторая ступень –  профессиональный рост:

 На данном этапе шлифуется педагогическая техника в практической деятельности.

Педагог владеет педагогической техникой, занимается самообразованием, создает портфолио достижений и обобщает педагогический опыт на педагогических советах образовательного учреждения.

Третья ступень:

 «Критический анализ различных вариантов решения педагогических задач» (т. е. идёт своеобразный внешний и внутренний профессиональный диалог).

Данная система включает в себя три подступени профессионального роста педагога:

·         готовность к нововведениям (выражается в «сплаве» психологической, теоретической и практической готовности).

·         педагогическое творчество

·         повышение уровня квалификации

Педагог способен решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности, занимается самообразованием, формирует инновационный банк по разработке и использованию новых технологий, методик, программ, внедряет инновационные подходы, распространяет опыт работы на муниципальном уровне и повышает свой уровень квалификации (аттестуется на 1 и высшую квалификационную категорию)

Педагогической творчество связано со способностью продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и принципы. Результатом данного этапа у педагога становится создание авторского модифицированного плана работы.

Четвертая ступень – готовность педагога к созданию авторской педагогической технологии. По В. В. Серикову, один из важнейших показателей личностного развития педагога является авторский стиль педагогической деятельности. Эта деятельность предполагает:                                
      – постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;                    
      – изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации внеурочных занятий;      
      – ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.

            В современных условиях выработаны основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно сделать вывод: 
     педагог 21 века — это:      

ü гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; 

ü умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; 

ü умеющий организовать рефлексивную деятельность; 

ü обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. 

Таким образом, в современных условиях требования к профессиональной компетентности педагога предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым педагогом поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени».