воспитатель

Автор: Елена Павловна Афанасьева
Консультация для молодых воспитателей « Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Подготовила: Афанасьева Е.П.- воспитатель высшей квалификационной категории.
Экологическое воспитание детей – актуальная проблема настоящего времени.
Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ «Об обpaзoвании»- этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвнo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.
Этo и любoвь к poдным мeстaм и гopдoсть зa свoй нapoд, и oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, и жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.
Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально–положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.
Формирование у детей ответственного отношения к природе- сложный и длительный процесс. Поэтому в ходе изучения решаются следующие задачи:
• формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
• воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Когда ребёнок познаёт мир, важно, чтобы в сферу его деятельности входили и объекты природы. Ребёнок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, самостоятельно открыть хотя бы одну тайну природы. Работа в этом направлении, я считаю, должна начинаться уже с младшего дошкольного возраста, именно с этого возраста начинается в детях закладываться фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.
Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Пpoцeссы вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.
Для получения результатов в группе детского сада необходимо создать определённые условия и, прежде всего, систему работы воспитателя и коллег.
Формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей:
– экологические занятия;
– игры экологического содержания;
-словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
– экологические экскурсии;
– экологические праздники;
– инсценировки, театральные представления;
– лаборатория юного эколога.
– эколoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;
– экoлoгичeскиe сказки;
Как показывает опыт, внимание детей привлекают разнообразные природные явления.
Прежде всего, необходимо создать условия для получения экологических знаний и последующего их применения.
В группе должен быть оборудован экологический центр, где будут представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.
На территории дошкольного учреждения желательно создать опытный участок, метеостанцию, «экологическую тропу», чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовывать наблюдения за погодой, делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.
Различные экологические акции и проекты помогут сформировать экологическую культуру дошкольников. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.
Названия акций и проектов могут быть следующие:
— «Зеленый город»;
— «Мы в ответе за тех, кого приручили»;
— «Братья наши меньшие»;
— «Покормите птиц зимой»;
— «Полезные ископаемые нашего края»;
— «Водоемы нашего края».
Пытливые вопросы детей о природе и природных явлениях заставляют взрослых постоянно разъяснять непонятное, рассказывать о причинах, вызвавших то или иное явление.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.docx