«Роль родителей в формировании УУД младшего школьника».

Автор: волкова оксана владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы № 67

имени Героя Российской Федерации В.Н.Шатова

г.Хабаровска

 

 

 

 

 

 

 

 

Родительское собрание

 

 

Тема: «Роль родителей в формировании УУД младшего школьника».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Волкова Оксана Владимировна

учитель начальных классов

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  2018

 

 

 Родительское собрание

Тема: «Роль родителей в формировании УУД младшего школьника».

            Истинная цель просвещения – не в том, 
чтобы сообщить людям определённую

              сумму сведений по различным наукам, а в том, 
        чтобы пробудить в каждом человеке творца,
           духовно активную личность – и в этом счастье. 
                                              М. В. Ломоносов

                       

 

Цель: 
• оказание помощи родителям в формировании УУД младшего школьника

 

Задачи:

   • расширить объем знаний родителей о ФГОС, о формах и методах решения возникших проблем с детьми; 
• выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся; 
• выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.

 

 

    – Я часто задаю вопрос:”Почему частенько родители и школа  не могут найти общего языка в учебной деятельности школьников?”

         Учебная деятельность в младшем школьном возрасте играет ведущую роль в формировании личности. Понимая это, наиболее ответственные родители пытаются пополнять свои знания, читая популярную, а иногда и научную литературу, выискивать информацию в Интернете, слушать теле- и радиопередачи, посвященные воспитанию, обучению и развитию детей. Однако число таких родителей невелико. Если ребенок не справляется с учебной нагрузкой, педагоги обычно требуют, чтобы родители усилили контроль над ними, в частности, следили за приготовлением уроков.

         Однако подобные требования порой оказываются выше их реальных возможностей. Жизнь диктует свои условия выживания, и для многих родителей на первом месте стоят здоровье и материальное благополучие семьи. Естественно, учебная деятельность ребенка занимает не менее важное место, но высокая занятость, а также низкий образовательный уровень не всегда позволяет оказать реальную помощь.

  Поэтому многие родители стремятся переложить свои обязанности на школу.

Наша школа способна обеспечить эффективность и целостность образовательного процесса, имеет систему дополнительного образования и для многих родителей она может подсказать решение многочисленных проблем, связанных с обучением и развитием их ребенка.

К таким школам относятся школы полного дня. В подобных школах учебная нагрузка обычно рационально распределена в течение всего учебного дня, уроки и выполнение домашних заданий проводятся под руководством одного учителя, имеется единое расписание первой и второй половин дня, базовое и дополнительное образование, дополняет друг друга, организован отдых и досуг детей, то есть обеспечена возможность чередовать учебу, труд, отдых.

Иначе говоря, школа полного дня направлена на максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и учителем.

Это идеальный вариант в образовательном процессе младшего школьника. Но я хочу сказать, что никак не умоляется роль родителей в воспитательном и учебном процессе. От того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом.

  Что касается готовности родителей к обучению ребенка в школе, то в первую очередь она определяется верой в его способности, готовностью в любых ситуациях поддерживать интерес школьника в учебе и помогать ему в обретении самостоятельности, поддерживать уверенность в своих силах.

 

 

               Роль родителей в формировании умений успешного обучения детей.

   (консультация для родителей)

 

Уважаемые родители!

 

Наш класс уже второй год обучается по новым федеральным стандартам. Вы знаете, что главная цель введения ФГОС НОО – повышение качества образования.

С    1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

 

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Стандарты второго поколения призваны развивать умения учащихся.

Они раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ.

Меняется роль учителя и ученика.

       Раньше роль учителя сводилась к объяснению нового материала и проверке знаний учащихся. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Он создаёт ситуацию успеха, направляет деятельность ученика, контролирует её, мотивирует школьников к самостоятельности.

  Если раньше ученик на уроке был пассивным слушателем, то теперь он должен сам ставить цель и добиваться её, самостоятельно открывать новые знания, наращивать их, применять в жизни.

  Знания школьники должны черпать не только из учебников, но и из дополнительной литературы. Ребёнок учится работать с информацией.

На уроках основное внимание теперь уделяется развитию видов деятельности ребёнка, выполнению различных проектных, исследовательских работ, которые пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.

                  

            Ещё одна особенность новых Стандартов – заключение договора. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был сам ребёнок, то теперь число ответчиков расширено. Так, например, родители обязаны обеспечить посещение ребёнком школы, выполнение домашних заданий. Родители обязаны посещать родительские собрания. Главная обязанность школы: предоставить ученикам бесплатное качественное образование. Образовательные стандарты прошлого не затрагивали внеурочную деятельность ребёнка. В Стандартах же второго поколения внеурочной деятельности уделяется большое внимание. Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя. Поэтому, очень важно, чтобы ребёнок посещал специальные занятия.

     Внеурочная деятельность организуется в форме различных кружков, секций с различными видами деятельности. Учащиеся ходят на экскурсии, участвуют в олимпиадах, соревнованиях, поисковых исследованиях, выполняют проекты. Внеурочная деятельность избавляет детей от бесцельного времяпрепровождения.

«Какими бы прекрасными ни были наши образовательные учреждения, самыми

главными мастерами, формирующими разум и мысли малышей являются мать и отец». Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные

действия (УУД).

                  В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

 

Большая ответственность в формировани универсальных учебных действий возлагается как на педагога, так и на их родителей. Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся.

 

Главный ответ на вопрос – как помочь ребёнку учиться – позволить ему быть самостоятельным и не мешать своей «помощью»! Однако это красивое правило очень по-разному может быть применено к разным детям. Кто-то из них готов с 1 класса взять на себя ответственность за свою учёбу. Кто-то же по самым разным психологическим особенностям требует к себе постоянного чуткого внимания.

             Наши дети уже во 2 классе, но до сих пор не умеют собирать свой портфель. Как можно это сделать? Пример: «Вот твой дневничок! Он поможет тебе в важном деле-учёбе. Чтобы хорошо учиться, тебе надо знать, какой наступает день, какие в этот день у тебя будут уроки, какие книги и тетради нужно взять в школу и т.д. Дневник поможет всё это не забыть». Родители должны показать, как с помощью расписания собрать портфель на учебный день. Сначала делать это совместно, затем предложить ребёнку самостоятельно собрать портфель. В конце недели вместе заполнять расписание на следующую неделю, пользуясь расписанием первой недели, как образцом. Вести записи аккуратно. И так день за днём по ступенечкам  ребёнок будет вырабатывать необходимые навыки.

   

Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.   Потому что многие родители, вместо того, чтобы показать ребенку правильные приемы подготовки домашнего задания, либо только контролируют выполнение, либо подменяют ребенка в работе, показывая ему допущенные ошибки, называя правильный ответ или просто выполняя всю его работу. Подобная «помощь» делает бесполезным весь процесс подготовки ребенком домашних заданий.

Не менее вредна и другая крайность, когда родители, считая, что у ребенка после его поступления в школу должны автоматически появиться самостоятельность и ответственность, полностью устраняются от контроля над выполнением им школьных обязанностей.

             Подобная воспитательная направленность взрослых не способствует формированию ответственности, самоорганизации и самоконтроля. Более того, недоразвитие самостоятельности, подавление взрослым инициатив ребенка либо устранение от поддержки его действий ведет не только к задержке в развитии, но и к личностной деформации ребенка (повышенная тревожность, всевозможные страхи, неуверенность в себе, невротизм).

         Главная задача – проконтролировать всё ли сделал ребёнок, подсказывать, где искать ответ на вопрос, не давая готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.

Терпение и доброжелательный тон.

К   второму классу у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Общий подход ребенка к ее выполнению хорошо прослеживается при подготовке домашних учебных заданий. Так, например, одни приступают к урокам сразу после прихода из школы, другим требуется отдых (разной продолжительности). Кто-то быстро и легко включается в работу, а кому-то требуется подготовительный период. Один ребенок начинает выполнять домашние задания с трудных учебных предметов, другой, наоборот, с легких. Есть дети, которые лучше усваивают материал с опорой на графические изображения и рисунки, схемы и т. п., и есть дети, предпочитающие словесное объяснение.

              Какие же общие умения важны для успешного обучения?

Среди них можно отметить следующие:

  слушать учителя;

  выделять главную мысль сообщения;

  связно пересказывать содержание текста;

  отвечать на вопросы к тексту;

  ставить вопросы к тексту;

  делать содержательные выводы на основе полученной информации;

  письменно выражать свою мысль;

        привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);

  адекватно оценивать результаты собственной работы.

Большинство этих умений опирается на мыслительные способности: умение сравнивать и находить общее и различное; умение выделять главное, отличать существенное от несущественного, делать логические заключения и вывод.

Учиться всему этому необходимо в начальной школе, пока объем учебной нагрузки

в    значительной степени дозирован. В средних классах эти умения окажутся жизненно необходимыми, поскольку заметно возрастет количество новой информации, более сложным станет и ее содержание. В этой ситуации испытанный способ многократного повторения, который еще оправдывал себя в начальной школе, будет весьма неэффективным. Неумение же правильно работать с учебным материалом может стать причиной снижения успеваемости, неоправданного переутомления учащихся. Детей необходимо учить работать с учебным, текстом: выделять главную мысль; составлять план; запоминать содержание и пересказывать его с опорой на план и т. д.

           Познавательные УУД:

 

1.     Если вы хотите чтобы ребёнок с успехом усваивал материал, научите его мыслить по системе (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).

2.      Постарайтесь помочь ему овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите его учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить прочное усвоение знаний.

3.   Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания в разных сферах.

4.  Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем.

5.    Очень полезны для развития познания детей загадки, логические задачи, шарады, домашние игры, викторины.

Коммуникативные УУД:

 

1.  Научите ребенка высказывать свои мысли. Задавайте ему больше наводящих вопросов.

2.    Побуждайте ребенка самого задавать вам уточняющие вопросы по материалу, который изучается в школе (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда?).

3.     Изучайте и учитывайте жизненный опыт вашего ребёнка, его интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД:

 

1.   Научите вашего ребёнка контролировать свою речь (темп, громкость, жестикуляцию) при выражении своей точки зрения по определённой теме.

2.  Научите ребёнка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

 

3.  Помогите ему научиться правильно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

             У большинства школьников ко второму классу намечается дифференциация учебных интересов, складывается разное отношение к учебным предметам: одни дисциплины нравятся больше, другие – меньше.

Психологические исследования показывают, что ни к чему не способных детей нет. Даже если школьник не выделяется своими учебными успехами и, на первый взгляд, одинаково безразлично относится ко всем предметам, он непременно обнаруживает склонность к лучшему усвоению учебного материала того или иного содержания. Именно такие склонности, указывающие на более сильные стороны развития ребенка, и необходимо поддержать. Не следует также забывать, что жизнь детей не ограничивается стенами школы. За ее пределами ребенок может быть погружен в такие занятия, которые позволят ему проявить свою умелость, добиться успеха, обрести уверенность в себе.

 Во втором классе период адаптации к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

 

Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Во вторых, третьих классах у многих детей самооценка в учебной деятельности снижается. Позднее, уже у четвероклассников, уровень самооценки вновь повышается. Снижение самооценки у обучающихся 2-3 классов связано с повышением критичности к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще ограничены. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки. К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятерки получаю».

             Психолог Ш. А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок, их названия говорят сами за себя: торжествующая «пятерка», обнадеживающая «четверка », равнодушная «тройка», угнетающая «двойка», уничтожающая «единица». Связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

                Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько    реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность , потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

 

На основе сформированности УУД мы должны получит  «Портрет выпускника начальной школы»:

 

     – любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

      – владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

   – любящий свой народ, свой край и свою Родину;

    – уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

 

    – готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

    – доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

    – выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

Тест для родителей.

 

На каждое утверждение надо дать ответ «да» или «нет».

 

1.        Я развиваю в ребёнке положительное восприятие его возможностей, способностей.

2.      Я предоставил комнату или часть комнаты исключительно для занятий ребёнка.

3.      Я приучаю ребёнка (с минимальной помощью и, как правило, самостоятельно) решать свои проблемы, принимать решения, заботиться о своих обязанностях.

4.      Я показываю ребёнку возможности нахождения книг и нужных для его занятий материалов (используя личные, общественные, школьные библиотеки, справочную литературу и пр.)

5.      Я никогда не отказываю ребёнку в просьбе почитать.

6.      Я постоянно беру ребёнка в поездки, путешествия, на экскурсию по интересным местам (посещение памятных мест, музеев, театров и пр.)

7.      Я приветствую игры и общение моего ребёнка с друзьями.

8.      Я часто выполняю вместе с ребёнком одно и то же дело.

9.      Я забочусь о физическом здоровье ребёнка (Питание, закаливание, зарядка, занятия спортом).

10.  Я слежу, чтобы ребёнок соблюдал режим дня: вставал и ложился в одно и то же время, имел часы для занятий, прогулок, игр и т.д.

 

Оценка теста. Посчитать количество плюсов (ответ «да»). Каждый положительный ответ оценивается в один балл.

 

1-й уровень (10-7 баллов). Вы правильно организуете школьную жизнь ребёнка. Ребёнок имеет разносторонние интересы, подготовлен к общению с взрослыми и товарищами. При таком воспитании вы можете рассчитывать на хорошие успехи в учении.

 

2-й уровень (6-4 балла). У вас могут возникнуть некоторые проблемы в обучении ребёнка. Задумайтесь, не являетесь ли вы сами чрезвычайно активными, не блокируете ли вы «поле свободы» ребёнка, достаточно ли времени ребёнок общается со сверстниками? Уверены, что ваши размышления позволят вам определить оптимальную стратегию воспитания.

 

3-й уровень (3-0 баллов). В вашем опыте прослеживается главная ошибка: чрезмерная опека ребёнка, подмена усилий ребёнка собственной активностью. Вы недостаточно даёте ребёнку общаться со сверстниками, лишаете его возможности приобретения социального опыта. Надеемся, что ваша самокритичность принесёт успех в воспитательной стратегии.

     

             Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится ещё труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.

              Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к      оценочной деятельности нужно нам с вами:

 

     Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему.

 

Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам.

 

Правило 3. Наберитесь мужества и позвольте своему чаду встретиться с негативными последствиями несделанных домашних заданий, чтобы он научился быть самостоятельным

 

Правило 4. Не ругайте его за то, что он просит Вас о помощи. Ведь если Вы что-то делали не так, а теперь поняли, что ошибались и решили измениться, то опять же ребенок не виноват и не должен страдать из-за чужих промахов.

 

Правило 5. Помните: если ребенок самостоятелен, то он самостоятелен во всём, а не только за письменным столом.

 

     

   В  заключении хочется, чтобы дети, не теряли времени даром и старались изо всех сил хорошо учиться. Тогда наши старания увенчаются успехом в учебе, что принесет, в свою очередь, каждому ученику и его родителям много радости и большое удовлетворение. От того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом.

 

 

 

Решение родительского собрания.

  1. Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.
  2. Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности, помогать формировать УУД.
  3. Главная задача – проконтролировать всё ли сделал ребёнок, подсказывать, где искать ответ на вопрос, не давая готового ответа, воспитывая у детей самостоятельность.
  4. Терпение и доброжелательный тон.