Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Автор: Аникина Елена Викторовна

 

  Роль проектной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста.

 

                                               Перед человеком к разуму три пути:
                                               Путь размышления – самый благородный; 
                                               Путь подражания – самый лёгкий;
                                               Путь личного опыта – самый тяжёлый путь.

                                                                                                    Конфуций

                                

                                                                        

Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Именно в детстве начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей, идет становление качественной стороны речи.

   Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

   Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

– ухудшение состояния здоровья детей

– существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей

– глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе

– дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести   целенаправленную, последовательную педагогическую работу.

Учитывая актуальность проблемы, я использую проектную деятельность, на основе которой была создана система моей работы. Использование методов проектов в образовательном процессе, способствуют повышению развития у детей речевой активности, способствует формированию грамматической стройности речи.

Метод проектов является также уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с интеграцией в различных образовательных областях.

Цель моей работы:

 Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации проектной деятельности.

 

 

Задачи:

-Развивать речь дошкольников, психические процессы (памяти, мышления, внимания, воображения), способствовать словотворчеству и грамматической стройности речи.

-Обогащение и активизация словаря;

-Давать возможность активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей.

-Помогать осваивать детьми окружающую действительность.

-Способствовать развитию творческих способностей, умению наблюдать, слушать, обобщать и анализировать,

      -Подобрать дидактические игры и упражнения по развитию словаря детей.

Современное изучение проектной деятельности как формы развития речи дошкольников пред­ставлено в работах И. Э. Куликовской, С. И. Максимовой, Е. О. Смирновой, О. Н. Сомковой и А. Ю. Тихоновой и др. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие сво­бодной творческой личности ребенка, которое определяется задачами раз­вития и задачами исследовательской деятельности детей.

 Л. С. Киселева, Т. А. Данилина. Н. Ю. Пахомова отмечают, что ме­тод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодей­ствии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная прак­тическая деятельность по достижению поставленной цели.

       Важнейшим направлением рабо­ты педагога в новых условиях с целью развития общения и речи детей является организация разновозрастного вза­имодействия детей. О.Н. Сомкова отмечает, что «это становится возможным в условиях организации детской проектной деятельности при реализации единого проекта для всех групп детского сада и совместного проекта с начальной школой». Проект дает возможность решать множество педагогических задач: по­казать детям способы поиска новой информации, научить планировать коллективную деятельность, прово­дить исследование (выдвигать пред­положения, проверять их, обобщать результаты), применять свои знания и умения в различных, в том числе и новых ситуациях, развивать умение презентовать полученный продукт. Участие в проекте предполагает со­четание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, что воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе, проявляя при этом индивидуальные способно­сти и творчество.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.

Мыслительная деятельность не возможна без речи. В своих исследованиях М.М. Алексеева, В.И. Яшина справедливо отмечают: овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать.
Метод проектов – одно из инновационных направлений в современ­ной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее вни­мание.

         Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Стратегия поведения педагога должна быть следующей: отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, удерживать дошкольников в проблемном поле, следить, чтобы все дети «увидели» пространство возможностей и начали в нем действовать, предлагая свои и повторяя чужие идеи.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему легко адаптироваться к жизненным трудностям в будущем.

Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает.

 Все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов, нежели с их опережением.

Это комплексная проблема, имеющая многочисленные причины. Одной из них, на мой взгляд, является разрыв коммуникативных связей между миром детей и миром взрослых, лишение их содержательных (живых) способов общения.  Живое слово (разговор, беседа, рассказывание) вытесняется просмотром мультфильмов, прослушиванием аудиозаписей, но это в лучшем случае. Как правило, многие воспитанники и родители в качестве любимых занятий называют развлечения, связанные с просмотром телевизионных передач.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще ограничивается кратковременным, формальным и поверхностным взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений примитивно-бытовых тем. Хотя доказано, что полноценное речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и чувствами. А совместная детско-взрослая деятельность способствует успешному социальному и интеллектуальному развитию ребенка, закладывает психоэмоциональную базу его будущей жизни.

В этой связи я обратила внимание на метод проекта, который, являясь совместной формой сотрудничества ребенка и взрослого, т.е. родителей, может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.         

Технология проектирования, на мой взгляд, является очень удобной и применимой при организации совместной работы воспитателя, детей и родителей. Формирование детско-родительского сотрудничества в процессе работы очевидно. Причем ценность этого сотрудничества очень высока, поэтому метод проектов можно считать находкой для достижения сплоченности. Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь решить выше обозначенные задачи.

Метод проекта я начала использовать в работе с детьми, начиная со старшего дошкольного возраста. В 2017-2018 г. была разработана и организована проектная деятельность по темам: «Генеалогическое древо», «Спасем деревья», «Рождественская ярмарка», «Огород на подоконнике», «Добрые сердца». В подготовительной к школе группе мы продолжили проектную деятельность. В сентябре-октябре 2018г. был реализован проект «Что такое осень?», в ноябре планируется проект «Молочная страна». В ходе реализации проектов особое внимание уделяется развитию речи. Для этого были подобраны на изучаемую тему дидактические и настольные игры.

Используются разные формы и методы работы над проектами: индивидуальная работа, игровые, наглядные, наглядно-действенные методы, внесение игрушек, наблюдение, экспериментальная деятельность, показ, словесная инструкция воспитателя, игровая ситуация, сюрпризный момент, аудио-видеозапись, поощрения, рассматривание иллюстраций, художественное слово, сравнение, беседа, консультации, оформление папок-передвижек, родительские собрания.

 Таким образом в результате проведённой работы дети научились находить способы решения поставленных задач, научились обосновывать своё мнение, используя распространённые предложения. У них пополнился словарный запас, речь детей обогатилась эпитетами по теме проекта.  Сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим с другими людьми, исчез страх перед публичными выступлениями, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился уровень самостоятельности.

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности, способствует воспитанию гражданско-патриотических чувств.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Дошкольная педагогика .Н.И.Левшина «Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников».2014г. 

2. Статьи «Проектная деятельность ДОУ для развития связной речи дошкольников».

-«Речевое развитие дошкольников в проектной деятельности».

-«Использование проектной деятельности для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста».

 

-«Проектная деятельность как средство речевого развития старших дошкольников».

 

3.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М., 2001. – 237 с.