Роль декоративно – прикладного творчества в жизни обучающегося

Автор: Асеева Кристина Юрьевна

МБУДО ГЦПОО, преподаватель ДО Асеева К.Ю.

Тема: «Роль декоративно – прикладного творчества в жизни обучающегося».

          При разработке «Художественной направленности» для 1-4 классов дополнительного образования, согласно рекомендациям стандарта образования, рабочая программа и тематическое планирование получились насыщенными различными видами рукоделия. Это вышивка, рисунок орнамента, вязание крючком, вязание спицами, роспись по дереву. Главенствующими задачами программы – было сформировать у обучающегося положительную мотивацию и само мотивацию при изучении и освоении представленных видов рукоделия, развитие предметно-познавательного интереса и способности к развитию эстетических чувств к прекрасному.

         Созидание – это одна из составляющих женственности. Женщины всегда были хранительницами семейного очага и домашнего уюта. Мужчины всегда были добытчиками, строителями и защитниками, поэтому им более свойственно использовать результаты женского труда, созерцать и любоваться результатами их деятельности. Творчество заложено в женской природе. Радость от продуктивного созидания и творчества добавляет радости и вдохновлённого настроения в отношениях с мужчиной и семьёй, повышает женскую самооценку, добавляет уверенности. Элементы творчества всегда вносили разнообразие в быт наших предков, делали интересной скучную и рутинную работу.

        В жизни подрастающего поколения школьное обучение активизируют левое полушарие, которое отвечает за логику и разум. При занятии в дополнительном образовании, к примеру, танцами, музыкой, декоративно – прикладным творчеством начинает работать правое полушарие – нелогическое, творческое.

        Различные занятия могут менять уровень гормонов в крови. «Рукоделие, которое осуществляется движениями, активирующими мелкую моторику, выравнивает гормональный фон в организме». И. Кратынская.

        В целях мотивации на уроках декоративно – прикладного творчества предлагаю обратить внимание на действие рукоделия на человека.

Вот что выявила медицина в отношении декоративно – прикладного творчества:

* Такие занятия приносят пользу для здоровья, вы творите, а это значит, что ваш мозг активно работает, особенно правое полушарие, которое отвечает за обработку невербальной информации: воображение, пространственную ориентацию, интуицию и эмоции.

* Любое рукоделие – это не только творчество, но и полезное для женской психики занятие. Именно выполнение одних и тех же монотонных движений помогает успокоиться, расслабиться. При вязании снижается уровень адреналина, гормонов страха. Вязание помогает снять стресс, перейти в спокойное состояние.

* Однообразные и монотонные движения вызывают изменения в психике. Изменяется сердечный ритм, уходит напряжение в мышцах и нервной системе. Наступает естественное состояние медитации, отвлеченности от проблем.

* Рукоделие лучше чего-либо помогает справиться с тревогой и внутренним напряжением. Занимаясь им, вы сообщаете своему телу, что все хорошо, времени достаточно, и все спокойно.

       В каждом ученике есть какой-то талант и чем раньше его распознать, тем больше будет возможностей его раскрыть. Важно научить ребенка правильно использовать свою энергию созидания. Творчество позволяет чувствовать себя счастливым и самодостаточным, при любых жизненных обстоятельствах.

Декоративно – прикладное творчество имеет массу достоинств:

·         развивает мелкую моторику, а это играет важную роль в развитии отделов мозга, отвечающих за речь, внимание, память;

·         ребёнок учится чувствовать фактуру, цвет и свойства материалов, сравнивать их, а это развивает пространственное и аналитическое мышление;

·         способствует развитию усидчивости, способности надолго концентрироваться на определённом занятии;

·         учит абстрактному мышлению, планированию, усовершенствует навыки счёта, благодаря пересчёту элементов (бусинок, крестиков, узелков, деталей), измерению (длины нити, полотна), расчёту количества материалов и т. д.;

·         помогает учиться распознавать цвета и их оттенки, выбирать наиболее интересные сочетания, что делает более совершенным цветовое восприятие;

·         прививает хороший художественный вкус;

·         учит доводить до конца начатое, а это очень важно и во взрослой жизни;

·         даёт возможность смены деятельности, что очень важно для школьников, когда детской мозг перегружен информацией и нуждается в отдыхе; 

·         способствует переключить ребёнка на более спокойный лад после физических тренировок, это продуктивный вид отдыха;

·         позволяет девочке почувствовать себя уверенной, что положительно сказывается на детской самооценке, особо важную роль играет одобрение результатов творчества взрослыми и сверстниками;

·         творческо-прикладная составляющая рукоделия позволяет успокоиться гиперактивным детям, помогает отвлечься от стресса, трудные и склонные к депрессии подростки в процессе творчества начинают мыслить позитивно;

·         общение со сверстниками на уроках технологии при овладении рукоделием, способствует позитивному общению вне семьи и школы повышает коммуникабельность.

   Но не каждый ребёнок способен самостоятельно разобраться в тонкостях рукоделия. Ему необходимо «помочь увлечься» – показать, как нужно действовать, попробовать сделать что-то вместе, объяснить главные правила и приёмы, вместе достичь результата.

 

Для детей младшего школьного возраста (6-11 лет) в программу можно включить:

1.     Аппликация из бумаги;

2.     Тестопластика;

3.     Простое вязание крючком и спицами;

4.     Простая вышивка;

5.     Лепка;

6.     Плетение из бисера;

7.     Ковроткачество;

8.     Макраме;

9.     Роспись по дереву;

10.                        Квиллинг;

11.                        Шитьё одежды для кукол;

12.                        Изготовление мягкой игрушки;

13.                        Скрапбукинг;

14.                        Работа с фоамираном (изготовление цветов, аппликация и т. д.)

15.                        Выжигание по дереву;

16.                        Украшения для волос из репсовых лент;

17.                        Поделки с применением клеевого пистолета;

       Приходят дети, которые увлекались раньше некоторыми видами рукоделия, в центре ДО, они смогут развить и усовершенствовать свои навыки, повысить уровень сложности.

       Как мы ранее заметили, декоративно – прикладное творчество включает правое полушарие и развивает фантазию, а также художественный вкус. Дети учатся сочетать цвета, фактуры и материалы. Это очень важно, особенно если ребенок ещё не нашел свое любимое дело. Начните заниматься рукоделием, это улучшит и сохранит ваше здоровье!

Литература и источники:

http://doctor.kz/health/news/2014/04/16/16330

Автор: Зинаида Рублевская
семейный сайт www.list7i.ru обязательна!

http://www.viramed.ru/about/ Ирина Эдуардовна Каратынская   врач-иглорефлексотерапев

http://barbik.ru/vyazanie-dlya-levshej.html https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/05/06/metodika-prepodavaniya-predmeta-tekhnologiya-dlya-levorukik-0

https://www.myjane.ru/articles/text/?id=14196

http://ladyspecial.ru/dom-i-xobbi/svoimi-rukami/polza-rukodeliya-chem-polezno-rukodelie-dlya-zhenskogo-zdorovya

 http://ladyspecial.ru/dom-i-xobbi/svoimi-rukami/polza-rukodeliya-chem-polezno-rukodelie-dlya-zhenskogo-zdorovya © LadySpecial.ru

 

Список литературы:

1. Брандесов Р.Ф. О творческой активности ученика на уроке литературы [Текст]: статья / Р.Ф. Брандесов // Известия Южного федерального университета. – 2009. – №8. – С.109-116.
2. Васильев, В.К. Развитие творческих способностей подростков на уроках литературы [Текст]: статья / В.К. Васильев // Известия Южного федерального университета. – 2009. – №8. – С.109-116.
3. Гомырина, Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках художественного труда [Текст]: Пособие для учителя / Т.А. Гомырина. – М.: ВЧГК «Русский Центр». – 2003.
4. Гут, Р. О творчестве в науке и технике [Текст]: статья / Р. Гут // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 130-139.
5. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]: Методическое пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. 
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект [Текст] / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 36 с.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/.
8. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).
9. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: Пособие / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.:Инс-т практ. психологии, 1996.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

 

10. Полущенко С.  А.   Вышивка в разделе “Рукоделие”