Роль декоративно – прикладного творчества в жизни обучающегося

Автор: Асеева Кристина Юрьевна

МБУДО ГЦПОО, преподаватель ДО Асеева К.Ю.

Тема: «Роль декоративно –
прикладного творчества в жизни обучающегося».

         
При разработке «Художественной направленности» для 1-4 классов дополнительного образования,
согласно рекомендациям стандарта образования, рабочая программа и тематическое
планирование получились насыщенными различными видами рукоделия. Это вышивка, рисунок
орнамента, вязание крючком, вязание спицами, роспись по дереву. Главенствующими
задачами программы – было сформировать у обучающегося
положительную мотивацию и само
мотивацию при изучении и освоении представленных видов рукоделия, развитие
предметно-познавательного интереса и способности к развитию эстетических чувств
к прекрасному.

        
Созидание – это одна
из составляющих женственности. Женщины всегда были хранительницами семейного
очага и домашнего уюта. Мужчины всегда были добытчиками, строителями и
защитниками, поэтому им более свойственно использовать результаты женского
труда, созерцать и любоваться результатами их деятельности. Творчество заложено
в женской природе. Радость от продуктивного созидания и творчества добавляет
радости и вдохновлённого настроения в отношениях с мужчиной и семьёй, повышает
женскую самооценку, добавляет уверенности. Элементы творчества всегда вносили
разнообразие в быт наших предков, делали интересной скучную и рутинную работу.

       
В жизни подрастающего поколения школьное обучение активизируют левое
полушарие, которое отвечает за логику и разум. При занятии в дополнительном образовании,
к примеру, танцами, музыкой, декоративно – прикладным творчеством начинает
работать правое полушарие – нелогическое, творческое.

        Различные занятия могут
менять уровень гормонов в крови
. «Рукоделие, которое
осуществляется движениями, активирующими мелкую моторику, выравнивает
гормональный фон в организме». И. Кратынская.

       
В целях мотивации на уроках декоративно – прикладного творчества предлагаю
обратить внимание на действие рукоделия на человека.

Вот что выявила медицина в отношении декоративно
– прикладного творчества:

* Такие занятия приносят пользу для
здоровья, вы творите, а это значит, что ваш мозг активно работает, особенно
правое полушарие, которое отвечает за обработку невербальной информации:
воображение, пространственную ориентацию, интуицию и эмоции.

* Любое
рукоделие – это не только творчество, но и полезное для женской психики
занятие. Именно выполнение одних и тех же монотонных движений помогает
успокоиться, расслабиться. При вязании снижается уровень адреналина, гормонов
страха. Вязание помогает снять стресс, перейти в спокойное состояние.

* Однообразные и монотонные
движения вызывают изменения в психике. Изменяется сердечный ритм, уходит напряжение
в мышцах и нервной системе. Наступает естественное состояние медитации,
отвлеченности от проблем.

* Рукоделие лучше чего-либо
помогает справиться с тревогой и внутренним напряжением. Занимаясь им, вы сообщаете своему телу, что все хорошо, времени
достаточно, и все спокойно.

       В каждом ученике есть какой-то талант и
чем раньше его распознать, тем больше будет возможностей его раскрыть. Важно
научить ребенка правильно использовать свою энергию созидания. Творчество
позволяет чувствовать себя счастливым и самодостаточным, при любых жизненных
обстоятельствах.

Декоративно
– прикладное творчество имеет массу достоинств:

·        
развивает мелкую
моторику
, а это играет важную роль в развитии отделов мозга,
отвечающих за речь, внимание, память;

·        
ребёнок учится чувствовать фактуру, цвет и свойства
материалов, сравнивать их, а это развивает пространственное и аналитическое
мышление;

·        
способствует развитию усидчивости, способности надолго
концентрироваться на определённом занятии;

·        
учит абстрактному мышлению, планированию,
усовершенствует навыки счёта, благодаря пересчёту элементов (бусинок,
крестиков, узелков, деталей), измерению (длины нити, полотна), расчёту
количества материалов и т. д.;

·        
помогает учиться распознавать цвета и их оттенки,
выбирать наиболее интересные сочетания, что делает более совершенным цветовое
восприятие;

·        
прививает хороший художественный вкус;

·        
учит доводить до конца начатое, а это очень важно и во
взрослой жизни;

·        
даёт возможность смены деятельности, что очень важно
для школьников, когда детской мозг перегружен информацией и нуждается в отдыхе; 

·        
способствует переключить ребёнка на более спокойный
лад после физических тренировок, это продуктивный вид отдыха;

·        
позволяет девочке почувствовать себя уверенной, что
положительно сказывается на детской самооценке, особо важную роль играет
одобрение результатов творчества взрослыми и сверстниками;

·        
творческо-прикладная составляющая рукоделия позволяет
успокоиться гиперактивным детям, помогает отвлечься от стресса, трудные и
склонные к депрессии подростки в процессе творчества начинают мыслить
позитивно;

·        
общение со сверстниками на уроках технологии при
овладении рукоделием, способствует позитивному общению вне семьи и школы
повышает коммуникабельность.

   Но не каждый
ребёнок способен самостоятельно разобраться в тонкостях рукоделия. Ему
необходимо «помочь увлечься» – показать, как нужно действовать, попробовать
сделать что-то вместе, объяснить главные правила и приёмы, вместе достичь
результата.

 

Для детей младшего школьного возраста
(6-11 лет) в программу можно включить:

1.    
Аппликация из бумаги;

2.    
Тестопластика;

3.    
Простое вязание крючком и спицами;

4.    
Простая вышивка;

5.    
Лепка;

6.    
Плетение из бисера;

7.    
Ковроткачество;

8.    
Макраме;

9.    
Роспись по дереву;

10.                       
Квиллинг;

11.                       
Шитьё одежды для кукол;

12.                       
Изготовление мягкой игрушки;

13.                       
Скрапбукинг;

14.                       
Работа с фоамираном (изготовление цветов, аппликация и
т. д.)

15.                       
Выжигание по дереву;

16.                       
Украшения для волос из репсовых лент;

17.                       
Поделки с применением клеевого пистолета;

       Приходят
дети, которые увлекались раньше некоторыми видами рукоделия, в центре ДО, они
смогут развить и усовершенствовать свои навыки, повысить уровень сложности.

       Как мы ранее заметили, декоративно – прикладное творчество включает
правое полушарие и развивает фантазию, а также художественный вкус. Дети учатся
сочетать цвета, фактуры и материалы. Это очень важно, особенно если ребенок ещё
не нашел свое любимое дело. Начните заниматься рукоделием, это улучшит и
сохранит ваше здоровье!

Литература
и источники:

http://doctor.kz/health/news/2014/04/16/16330

Автор: Зинаида Рублевская
семейный сайт www.list7i.ru обязательна!

http://www.viramed.ru/about/ Ирина Эдуардовна Каратынская   врач-иглорефлексотерапев

http://barbik.ru/vyazanie-dlya-levshej.html https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/05/06/metodika-prepodavaniya-predmeta-tekhnologiya-dlya-levorukik-0

https://www.myjane.ru/articles/text/?id=14196

http://ladyspecial.ru/dom-i-xobbi/svoimi-rukami/polza-rukodeliya-chem-polezno-rukodelie-dlya-zhenskogo-zdorovya

 http://ladyspecial.ru/dom-i-xobbi/svoimi-rukami/polza-rukodeliya-chem-polezno-rukodelie-dlya-zhenskogo-zdorovya ©
LadySpecial.ru

 

Список
литературы:

1. Брандесов Р.Ф. О творческой активности
ученика на уроке литературы [Текст]: статья / Р.Ф. Брандесов // Известия Южного
федерального университета. – 2009.
– №8. – С.109-116.
2. Васильев, В.К. Развитие творческих
способностей подростков на уроках литературы [Текст]: статья / В.К. Васильев //
Известия Южного федерального университета. – 2009. – №8. – С.109-116.
3. Гомырина, Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках
художественного труда [Текст]: Пособие для учителя / Т.А. Гомырина. – М.: ВЧГК
«Русский Центр». – 2003.
4. Гут, Р. О творчестве в науке и технике [Текст]: статья / Р. Гут // Вопросы
психологии. – 2007. – № 4. – С. 130-139.
5. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст]:
Методическое пособие / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. 
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего
образования. Проект [Текст] / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.:
Просвещение, 2008. – 36 с.
7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный
ресурс]. – URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/.
8. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы: проект
[Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с. – (Стандарты второго поколения).
9. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: Пособие / под ред. Д.И.
Фельдштейна. – М.:Инс-т практ. психологии, 1996.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

10. Полущенко С.
 А.   Вышивка в разделе “Рукоделие”