Родительское собрание как основная форма работы с семьей школьника

Автор: Халилова Елена Владимировна

Normal
0

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:”Обычная таблица”;
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-parent:””;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:10.0pt;
font-family:”Times New Roman”;}

КГБОУ «Ключевская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

Доклад по теме:

«Родительское собрание

как основная форма работы

с семьей школьника»

 

             

               

                                

 

 

                                                                   

 

 

                                                          

                                                                                  Разработала:

Халилова Елена Владимировна

классный руководитель 6 класса                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

Ключи  2018 г.

Родительское собрание является важнейшей формой работы классного руководителя с семьей ученика, средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

К 80-м годам XX века в нашей стране сложилась система содружества школы и семьи в воспитании детей. Такой союз отражал общность интересов государства и народа, был направлен на формирование высоконравственной личности

Сегодня, в начале XXI века, необходимо использование накопленного опыта в рамках систематической, дифференцированной работы школы с родителями по вооружению их педагогическими знаниями и умениями.

Взаимодействие семьи и школы – проблема, над которой уже не одно столетие думают ведущие педагоги и психологи.

В современном мире остро стоит необходимость устанавливать связи между семьёй и школой.

Есть такой старый школьный афоризм: «В работе с детьми самое трудное – работа с взрослыми». Особенно нелегко классному руководителю  общаться с большой группой пап и мам на традиционных родительских собраниях.

Общение с родителями – большое искусство, необходимая составляющая успешной работы классного руководителя с детьми. Эффективность учебной деятельности зависит, в числе прочего, и от тесноты контакта с семьей учащегося.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание, которое закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Основной формой коллективной работы учителя с семьями учащихся, формирующей родительское мнение, являются родительские собрания. Родительское собрание одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями

Функции родительского собрания заключаются в выработке планов и программ совместной работы классного руководителя и родителей на предстоящий период (планы и программы, касающиеся класса в целом); принятие особо важных решений для жизни данного класса; подведение итогов, анализ проделанной работы за определенный период времени, выработка предварительной стратегии на будущее.

На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы.

Родительские собрания могут быть: организационными, текущими, тематическими, итоговыми.

Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в конце августа – начале сентября.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, поездок.

Последующие собрания являются тематическими. Их тематика определяется потребностями родителей, классного руководителя, школы, актуальностью обсуждаемой темы.  Тематические родительские собрания, как правило, носят характер просветительский и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.       

Родительские собрания проводятся в различных формах, где можно выделить некоторые из них:

Беседа- это «официальный разговор» На родительском собрании в форме беседы происходит официальный разговор учителя и родителей на определенную тему.

Форму проведения родительского собрания – дискуссии можно использовать, если возникает необходимость обсудить какой-либо спорный вопрос, какую-либо спорную проблему воспитания и образования детей. В этом случае сокращается выступление учителя на собрании, а большая часть времени отводится на обсуждение и анализ разных точек зрения.

Круглый стол – это собрание, на котором происходит обмен мнениями по специальным вопросам с участием различных специалистов. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые наболевшие вопросы, узнать мнения всех участников собрания.

Собрание-презентация – это публичное представление чего-либо нового, недавно созданного с необычным опытом семейного воспитания, с нетрадиционными методами обучения, с новыми методами оздоровления, вновь созданными печатными изданиями, учебными пособиями и другим. Презентации желательно проводить с привлечением психологов,  врачей и других специалистов.

Вечер вопросов и ответов вполне понятная форма проведения родительского собрания. Родители готовят вопросы в рамках заявленной темы, а участникам собрания остаётся выбрать наиболее характерные и интересные вопросы, подобрать на них исчерпывающие ответы или пригласить тех специалистов, которые могут компетентно на них ответить.

Учитель может организовать родительское собрание в форме педагогической мастерской, где «мастера»- родители, «мастера» – учителя поделятся своими умениями, покажут педагогические приёмы, способствующие развитию личности ребёнка. Участники мастерской могут примерить на себя те или иные роли, что поможет раскрытию их творческих способностей.

Родительское собрание в письменной форме проводится всё чаще и чаще. Это очень удобная форма проведения собрания. Учитель направляет родителям документы, рекомендации, правила, другую информацию, а родители оценивают её и вносят свои предложения.

Родительское собрание на дому – форма родительского собрания, когда учитель посещает семьи на дому и обсуждает накопившиеся вопросы о данном ученике. Это может быть общая тема, но касается она только одной семьи.

 

Как привлечь родителей в школу и правильно организовать родительское собрание? И учитель, и родители в определенном смысле коллеги, в равной степени они делают одно общее дело, доверенное самой жизнью: обучить, воспитать, вырастить детей достойными людьми.

Именно от того, как педагог продумал родительское собрание, как подготовил – зависит результативность вклада родителей в работу со своими детьми, общение учителя и учащихся, эффективность воспитательной системы класса.

Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений.

Родительское собрание необходимо правильно подготовить и провести. Во взаимодействии с родителями классному руководителю важно хорошо представлять цель встречи и общения. При этом в центре внимания должна быть не сама проблема, а ее решение.

Основные элементы подготовки собрания:

¨    Выбор темы собрания. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогом, предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.

¨    Определение целей родительского собрания.

¨    Изучение классным руководителем научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

¨    Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

¨    Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников. 

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Секреты успешности родительского собрания:

·        Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно, что позволит родителям скорректировать свои планы и найти время для посещения родительского собрания.

·        Можно расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.

·        Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.

·        Жестко определить регламент собрания. Берегите время родителей.

·        Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.

·        Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми деятельность.

Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя.

На собрании после обсуждения организационных моментов, необходимо определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

Педагогу не следует забывать, что родительское собрание – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.

Советы классному руководителю по проведению собрания

·        Перед началом собрания лучше “оставить за дверью” плохое настроение.

·        Поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов).

·        Не забудьте “золотое правило” педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

·        Предупредите родителей, что не вся информация может стать достоянием детей.

·        Дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться.

·        В личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.

·        Доведите до родителей мысль, что “плохой ученик” не означает “плохой человек”.

·        Родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит

·        Осуждать отсутствующих родителей.

·        Сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов.

·        Давать негативную оценку всему классу.

·        Переоценивать значение отдельных предметов.

·        Избирать для общения назидательный тон.

Общие дела  и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

Воспитательная задача школы –  создание условий для эффективного взаимодействия родителей, детей и педагогов, все это в содружестве способствует формированию гармоничной личности младшего школьника.

Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.